Обращаясь к телу
Вчера у нас была великолепная сессия. Моя клиентка Анечка, клиентка и коллега, психолог и очень красивая молодая женщина, красивая не только внешне, но как-то изнутри, так, что рядом с ней и сам чувствуешь себя красивым и мир вокруг расцветает. Работать с Аней легко: она умна и сразу видит проблему. Но достаточно амбициозна и уж чересчур требовательна к себе. Когда она открывается, все вокруг наполняется теплым мягким радостным светом, но стоит ей наткнуться на свою ошибку, появляется такая железная беспощадность, что заставляет цепенеть. Мне очень хочется избавить ее от этого груза, но не я здесь главная.
Анна: Сегодня я бы хотела поработать с новой темой. Меня беспокоит мое отношение к деньгам. Я жалею их тратить. Я жалела тогда, когда зарабатывала очень мало, сейчас зарабатываю довольно много, но жалею также, и я поняла, что дело не в количестве денег, а в моем отношении к этому.
Я: Помнишь такое упражнение: разбрасывать и собирать деньги? Нужно взять пачку денег, с легкостью их подбросить, чтобы разлетелись, а потом с удовольствием собирать. Помогает прочистить «денежные потоки», потому что кому-то может быть трудно получать, кому-то трудно отдавать, а так как деньги — это поток (в той технологии)…
Анна: Нет, мне не трудно отдавать, я могу потратить на себя много, когда это нужно, и не жалею. Я жалею, когда потратила впустую, как-будто потеряла. Тогда у меня такая злость на себя и мне так плохо. Ну например, когда можно было бы взять дешевле, со скидкой. Или если я купила вещь, а потом увидела в другом месте намного дешевле, вот это самое ужасное!
(Вот, думаю, «самое ужасное» есть, идем туда, в эти ощущения)
Я: Представь себе такую ситуацию, когда ты увидела эту вещь намного дешевле, чем купила. Войди в эту ситуацию. Что ты чувствуешь?
Анна: Ужас! Я бестолковая. Поражение. Бессмысленная потеря. Вина. Бестолковая в том, что не проверила все варианты (надо было пройтись еще: вдруг найду дешевле). То есть я чувствую поражение, когда не воспользовалась всеми вариантами (даже если, к примеру, выиграла, то есть сожаление, что, может, еще лучше можно было). Строгий и всегда недовольный контролер говорит: а ведь могла бы лучше! Поражение и недовольство собой в любом случае? Получается, я живу на грани поражения!
Я: Что ты ощущаешь в своем теле?
Анна: Боль. Болит в груди, жжет, горит, в середине груди такое ощущение, как-будто дыра, черная, мрачная, пугающая.
Я: Куда она ведет? Почувствуй.
Анна: Внутри тела ощущение черной дыры уходит глубже и вниз, состояние «провал, поражение», туда, вниз, как в пропасть утекает все, что делается без пользы, без смысла, и поражение становится еще глубже, больше. Я не часто делаю что-то без смысла, я всегда «на страже» следить за этим, чтобы делать только важное, ценное, нужное людям, за что похвалят, оценят, заплатят. Вот: заплатят! Если я делаю что-то, что не считается ценным, мне кажется, что я бестолково трачу жизнь. Так вот почему я злюсь на таких людей, которые делают что-то, что для меня бессмысленно! Я презираю их. А может быть для них это ценность? Я ведь не спрашиваю их, я раздражаюсь.
Я: А если ты просто есть? Просто живешь?
Анна: Нет! Так нельзя! Это непозволительно! Тогда я проваливаюсь в страшную черную пустоту! Это недопустимо. Я должна иметь ценность, значимость. Я красива — это ценность. Поэтому лишний килограмм — это провал, это страшно. Я профессионал — это ценность. Поэтому любая ошибка — это провал, это уничтожение. Я становлюсь незаметной, незначимой, ничем. Я ничто. Я не имею права просто быть! Я не имею права Быть…
Я: Войди в эту черную пустоту, почувствуй ее вокруг себя, почувствуй ее всем своим телом.
Анна: Там мрак. Там я маленькая, пугливая, боюсь сделать что-то не так, жду маминой похвалы, одобрения, но поддержки нет. Только жесткий контроль. Если делать хоть что-то просто так, без важного смысла, можно стать алкоголичкой или наркоманкой, ничтожеством, стать ничем. Если я чего-то просто хочу — я ничто! И нужно привести маме разумные веские аргументы, почему хочу, просто хотеть не могу, это значит быть ничем. Я не имею права просто быть собой, я не имею права хотеть. А я маленькая, я хочу любви, понимания, поддержки. Я хочу сама выбирать то, что мне нравится! Дайте мне право выбирать то, что я хочу!!! — кричу я маленькая.
Я: Подойди к этой девочке, почувствуй в своем сердце тепло, нежность, любовь к ней и дай ей руку.
Анна: А мы уже вместе! Она рада мне. Я разрешаю ей быть собой. Я разрешаю себе быть собой! Я разрешила себе Быть. Любить. Хотеть. Ошибаться. Мы с этой девочкой вместе вышли в жизнь. Она так быстро согласилась идти со мной! Она верит мне.
Я: Что ты сейчас чувствуешь?
Анна: Мне так хорошо! Тело большое и мягкое, доброе и расслабленное. Но внутри радостная энергия, хочется делать, делать, ведь разрешено! Переживание такое, как в детстве, будто что-то сильно хотела и это купили! И сейчас это нечто самое желанное у меня есть, и самое главное даже не сам подарок, а то, что мама мне его купила, значит, мама меня любит, верит моим желаниям и балует меня. Мир меня любит и балует, ждет моих желаний и верит им. В теле тепло и свет такой яркий, и чувство такое, что сейчас будет жизнь как праздник. Потрясающе! Прямо по всем четырем мотивация Лэнгле прошли! Чувство такое, что передо мной весь мир и что что-то совершенно новое мне еще откроется. Ощущаю такую наполненность и силу! Я думаю, что мне действительно еще много откроется нового во мне. Теперь буду наблюдать, как будет раскрываться эта красота в моей жизни.
На этом мы закончили сессию вчера. А сегодня приходит письмо. Короткое: «Вчера произошло еще одно счастье!!! Как в сказке». И фото ее руки, а на пальце восхитительное помолвочное кольцо!
Я много лет шла к тому, чтобы не вести клиента за собой, а идти за ним, идти за тем, что клиент дает сейчас, и работать вместе, сотрудничать, быть одним целым. Я искала подходы, в которых это возможно, искала способы, которые помогут зайти по возможности безболезненно в неприятные переживания и проработать эти переживания наиболее полно, целостно. Экзистенциальный подход — это то, что нужно. Способ — через телесные переживания, ощущения тела. Это всего лишь более целостный подход, когда мы стараемся осознавать и опознавать не только эмоции и ассоциации, но и телесные переживания. Прежде всего телесные переживания. Они для нас — путеводная нить. Ведь «тело не врет», как говорит Юджин Джендлин. Наши переживания укоренены в теле. Именно «укоренены», потому что когда мы прорабатываем телесные ощущения, мы как-будто выдергиваем этот корень. И когда мы в работе опираемся на телесные ощущения и идем за ними, сессия проходит легко, мы добираемся до сути проблемы достаточно быстро и эта проблема разрешается.
Для этого мы переводим проблему на язык тактильных ощущений: какие ощущения в теле сопровождают переживание. «Перевести на язык тактильных ощущений, значит, ответить на вопрос: что ощущает тело, что происходит в теле, как тело ощущает эту эмоцию, это состояние? Описываем ощущения. Ощущение ассоциативно связано с еще какими-то чувствами, эмоциями, понятиями, ситуациями. Осознав тактильное ощущение, мы можем увидеть и понять, что еще с этим связано, таким образом «распаковывается» еще больший объем. Мы можем увидеть что-то, чего раньше видеть не хотели. Мы как-бы подходим к проблеме «с тыла», откуда она не ждет, и она легко открывается нашему пониманию».
Язык тактильных ощущений мне представляется базовым, как бы фундаментом, на котором держится весь чувственно-смысловой объем переживания. Проще говоря, переживания базируются на ощущениях тела, они как будто «прописаны» на языке тактильных ощущений в нашей плоти. И если проработать ощущения — открывается весь объем переживания, не только открывается, но и становится управляемым.
В привычной жизни мы не часто находимся вниманием в теле. Мы чаще всего о чем-то думаем, не принимая во внимание свои телесную и эмоциональную сферы. У Джеймса Бюдженталя «присутствие» — это гораздо больше, нежели простое «физическое нахождение», оно означает прежде всего осознание своей субъективности, контакт с собственной внутренней жизнью, с потоком переживаний. Присутствие выражается в мобилизации сензитивности как внешней (к ситуации и другим людям), так и внутренней (к субъективности)». И когда мы забываем о своих телесных ощущениях, мы теряем это качество присутствия. Но ведь человек свою жизнь в ее полноте может почувствовать только собою, через свое тело. Альфрид Лэнгле: «Только тогда я могу быть целостным, когда переживаю себя и свое бытие во всей его полноте, включая эмоциональную и телесную составляющие».
Полнота жизни, полнота Бытия, наслаждение своей жизнью, вот что прежде всего дает нам внимание к телу как навык осознанного целостного присутствия. К тому же, если это внимание практиковать, открываются очень интересные перспективы, такие как хорошо развитая интуиция и эмоциональный интеллект, понимание себя и других и умение управлять своей эмоциональной сферой и своим субъективным пространством.
Об этом же говорит Альфрид Лэнгле, называя внимание к нашим внутренним ощущениям «моментом зарождения аутентичности».
Как мы видим, и аутентичность, и интуиция требуют мобилизации сенситивности, внимания к своим внутренним ощущениям. «Чувственные ощущения» словно служат порталом для человека к себе настоящему.
О внимании к телесным ощущениям говорит и Юджин Джендлин:
«Любой непосредственный опыт отражается всегда на уровне тела как некое физическое, соматическое ощущение. Это весьма специфическое телесное ощущение, именно телесное ощущение ситуации, проблемы или определенного аспекта жизни человека. Его присутствие можно обнаружить, научившись погружаться в себя и прислушиваться к своему телу изнутри. При этом тело является здесь не анатомическим понятием, а синонимом некой целостности, неделимости человеческого существа. Может быть, наиболее точным тут могло бы оказаться старинное слово нутро. Чуять нутром — это и есть переживание. Психотерапия только тогда приносит свои плоды, если она укоренена в переживании. Каждый новый шаг психотерапевтической работы должен быть проведен на этом глубинном, телесном уровне».
Так, развивая внимание к собственной телесности, к своим «чувственным ощущениям», мы становимся более целостными, и нам становятся доступны все наши ресурсы. А передавая эти навыки клиенту, мы передаем ему возможность контактировать с его внутренним миром. Эти умения помогут в собственной жизни раскрыться во всей полноте, потому что умение быть в резонансе с собой дает возможность быть целостным, понимать себя, свои чувства и желания, грамотно пользоваться своими внутренними ресурсами, быть в мире с собой настоящим и действовать в согласии с собой настоящим, в согласии со своей внутренней истиной, то есть быть аутентичным и создавать для себя аутентичную жизнь, ту жизнь, в которой проявится вся внутренняя красота и сила. Таким образом в руках клиента оказывается инструмент, с помощью которого он может создать для себя счастье полноценного бытия, создать сам, создать осознанно. Это ли не прекрасный результат нашей работы?
И тогда получаются такие сессии и происходят время от времени такие восхитительные «чудеса».
Виктория Балыкина