Экзистенциальный недирективный лайф-коучинг ©

DSC_7674
Балыкина В. Ю. Экзистенциальный недирективный лайф-коучинг

Это способ помощи клиенту в достижении исполнения своих задач и целей, творческой реализации, обретения экзистенциальных смыслов и полноты жизни, где коуч способствует самоформированию личности клиента, следуя за его, клиента, чувством истины.

Оглавление
Предисловие. Для кого этот метод.
I. Общая модель экзистенциального недирективного лайф-коучинга
Введение. Определение
Основные принципы методики.
Цели и задачи.
Отличительные особенности.
Программа.
II. Описание второго этапа «Творческая реализация». Методика «Хозяин вдохновения»
Первое направление — развитие субъектности
Второе направление — развитие целостности
Третье направление — развитие аутентичности
III. Примеры практических приемов и методов
Пример программы первого этапа
IV. Третий этап обучения «Аспекты психологической зрелости личности»
Заключение
Литература

I. Общая модель экзистенциального недирективного лайф-коучинга
Для кого этот метод
Прежде всего хочу описать тех людей, которые, работая по этой методике, продвигаются быстро, с удовольствием и максимально эффективно. Это те, кто испытывает некое «томление духа», как будто «чего-то не хватает», кто испытывает переживание, что в жизни нет чего-то важного, чего-то главного, что делает ее ценной. Те, кто неудовлетворен качеством своей жизни, отсутствием в ней смысла, отсутствием в ней себя. Те, кому хотелось бы более близких, более глубоких отношений с другим человеком. Отношений с собой. Мира с собой. Кто переживает состояние экзистенциального кризиса, экзистенциальной тоски. Кого беспокоят экзистенциальные вопросы: «Кто я и зачем я здесь? И что мне делать, чтобы моя жизнь стала по-настоящему моей?». И, конечно, те, кто хочет что-то изменить и готов работать. Готов оставить роль пассивной жертвы обстоятельств и стать хозяином своей судьбы. Кто пришел к осознанию необходимости утверждения собственной ценности, к необходимости внутренней свободы, принятия своих уникальных особенностей и неповторимой стратегии построения собственной жизни.
Введение
Сама идея коучинга родилась в спорте, когда нужно было готовить личность на достижение результата. Важными для становления коучинга были работы спортивного коуча Тимоти Голви, создавшего собственный гуманистический принцип и целую школу коучинга, а также его ученика Джона Уитмора. Тимоти Голви 1974 году издал книгу «Внутренняя игра в теннис», в которой впервые описал свое видение тренерской работы (коучинга). Затем коучинг долгое время использовался в менеджменте, получив название бизнес-коучинг.
Создателем и основателем лайф-коучинга считается Томас Дж. Леонард. Он также считается одним из трех основателей коучинга. В 1998 году издательство Amazon назвало Томаса «отцом персонального коучинга» или «лайф-коучинга». В лайф-коучинге важно обращение ко всей жизни клиента в целом для того, чтобы поддержать баланс и гармоничное сочетание разных жизненных сфер.
Лайф-коучинг (англ. life — жизнь, образ жизни, и англ. coaching — инструктирование, наставничество, тренировка, занятия с репетитором) — система профессиональных взаимоотношений между специалистом в области лайф-коучинга (коучем) и клиентом, выражающаяся в поддержке и сопровождении человека до получения им необходимого результата в соответствии с его запросом (Википедия).
В этой методике также работают основные принципы лайф-коучинга: лайф-коучинг представляет собой искусство помощи человеку в достижении задач и целей путем осознанности и раскрытия потенциала данного человека, технология лайф-коучинга нацелена не на то, чтобы «научить человека какому-то одному навыку», а развить в клиенте «умение учиться» в процессе всей своей жизни, самому находя творческие решения и ответы на сложные жизненные ситуации, самостоятельно обращаясь к своим внутренним ресурсам и потенциалу для достижения наилучших результатов. Все это соответствует и экзистенциальному лайф-коучингу.
Отличие может быть в том, что экзистенциальный лайф-коучинг направлен не только на достижение (желаемого результата), но и на постижение (осмысление и переживание), на осмысленную трансформацию и постижение процесса этой трансформации, постижение себя и окружающей реальности: «не только цель, но и смысл». Также присутствует необходимость переживания собственной жизни как интересной и наполненной, ощущение удовольствия от процесса творчества своей собственной жизни, то есть наслаждение не только результатом, но самим процессом. И, конечно же, экзистенциальный лайф-коучинг направлен на развитие базовых экзистенциальных данностей личности: внутренней свободы и личной ответственности, самостоятельности, способности создавать новое, способности «одиночить» с комфортом, психологической зрелости, толерантности к неопределенности, приятия себя и как следствие приятия другого не похожего, ценности своей уникальности и уникальности другого. Ценности жизни и принятие смерти. Стремления к осмысленности и удовольствия от развития собственного смыслообразующего начала. Принятие не на уровне согласия с существованием таких общепринятых ценностей, а на уровне глубинного переживания этих ценностей как собственной внутренней истины. И, по большому счету, на формирование и развитие качеств личности, которые приведут к обретению «экзистенциального смысла», который ощущается как «полнота жизни», как «настоящая» жизнь, как исполнение и как глубокое счастье.
Таким образом, экзистенциальный лайф-коучинг направлен прежде всего на то, чтобы человек научился осознанно осуществлять свою экзистенцию — бытие субъектом. А недирективный он потому, что человек свою экзистенцию может осуществить только по своей воле и согласно чувству своей собственной внутренней правды, и недирективные методы работы являются наиболее этому способствующими.
Итак, определение.
Экзистенциальный недирективный лайф-коучинг — это недирективный метод помощи клиенту в достижении исполнения своих задач и целей, творческой реализации, обретения экзистенциальных смыслов и полноты жизни, в осуществлении своей экзистенции, где коуч способствует самоформированию личности клиента, следуя за его, клиента, чувством истины. Таким образом личность клиента формируется изнутри самого клиента. Метод позволяет формировать новые стратегии поведения, которые являются результатом инсайтов или определяются по результату.
Основные принципы методики:
1. Системный подход. Человек в своем бытии в мире рассматривается как система взаимоотношений. Три круга отношений: 1 — с собой, 2 — с другим, 3 — с жизнью. Первый круг, отношения с собой — это внутренняя часть системы, которая также имеет три пространства: отношения с телом, с эмоциями, с сознанием, и большая часть работы направлена на познание этих пространств, принятие их и умение ими управлять. Человек как центральная часть этой системы, стремится к тому, чтобы стать хозяином как своих внутренних пространств, так и своих внешних; стать хозяином, способным осознавать и регулировать все эти пространства по своему выбору.
2. Целостность. Человек тогда ощущает полноту жизни и включенность в собственное живое бытие, когда он открыт для своих переживаний на всех уровнях: и тела, и эмоций и сознания.
3. Самоформирование личности. Следуя за собственным внутренним чувством истины и красоты, человек приходит к себе, и только он сам может знать, каким он хочет быть и какую жизнь он хочет прожить. Так личность клиента формируется изнутри самого клиента, и тогда он сам уже вполне осознанно создает для себя жизнь внешнюю, аутентичную его внутренней истине.
4. Аутентичность. Научиться слышать себя и научиться выстраивать жизнь соответственно своей внутренней истине, то есть жить аутентично.
5. Творчество. Это путь к собственным мощнейшим ресурсам, это и есть та жизненная энергия, та целительная сила, которая заложена в нас как наш собственный неисчерпаемый ресурс.
6. Энергия. Принцип поиска ресурса: «идем за кайфом, без кайфа нет лайфа», где под словом «кайф» имеем в виду прибавку энергии, которая ощущается как эмоциональный отклик радости, эмоциональный подъем, чувство удовольствия и удовлетворенности. То есть без радости жизни нет энергии жить. Если в жизненной ситуации человек не имеет положительного эмоционального отклика, подъема, радости, он «функционирует» без энергии и постепенно выгорает. Это ведет за собой чувство пустоты, отчужденности, бессмысленности этой ситуации.
Следовательно, энергия будет и жизнь будет наполненной в том случае, если своем выборе ориентироваться на прибавку энергии: откуда есть эмоциональный отклик, там лежит жизненная сила, это и есть «идем за кайфом».
7. Субъектность. Развитие самосознания, саморефлексии, самотрансценденции, самостоятельности, ответственности, то есть становление Хозяина, способного управлять и желающего управлять своими ресурсами — так формируется субъект, автор.
8. Уникальность. Принятие своей отличности от всех остальных, исключительности своего внутреннего мира, своей индивидуальной ценности и смысла. Принятие уникальности себя и другого человека. Понимание того, что каждый человек в конечном итоге формирует для себя собственную технологию создания твоей счастливой жизни.
9. Любовь. Встретившись с живым собой, человек становится способен к встрече с другим как субъектом, способен вступать в резонансные взаимоотношения, способен на глубокую эмоциональную близость, становится способен искренне любить. И дальше любовь делает его еще более открытым, еще более человечным и открывает возможность многих искренних отношений. Дальше любовь как способность разделить бытие с другим человеком, сама становится ресурсом — она дает энергию для развития, поднимает на новый уровень, делает самого любящего еще более сущностным и в его жизни становится больше сущностного.
Цели и задачи
1. Отношения с собой. Гармонизация отношений с собой, познание и приятие своего внутреннего мира, снижение внутренних конфликтов, доверие к себе. Расширенное восприятие себя, формирование целостности. Формирование способности к творческому самовыражению и самореализации. Формирование навыков саморегуляции. Становление психологической зрелости.
2. Отношения с другим. Понимание и принятие других. Развитие эмпатии, формирование навыков резонансных отношений и умения строить успешные межличностные отношения.
3. Отношения с жизнью. Формирование умений творить свою собственную аутентичную жизнь по своему замыслу.
4. Экзистенциальный смысл. Формирование и развитие качеств личности, которые приведут к обретению «экзистенциального смысла», который ощущается как «полнота жизни», как «настоящая» жизнь, как исполнение и как глубокое счастье. Эти качества: самодистанцирование и самотрансценденция, свобода и ответственность, самоценность, осмысленность, персональность и экзистенциальность (в терминологии А. Ленгле).
Отличительные особенности экзистенциального недирективного лайф-коучинга
1. Направлен не только на реализацию потенциала, но и на обнаружение природы этого потенциала, на обнаружение самого источника собственной энергии, своих ресурсов и умение этим источником пользоваться. А также на открытие в себе радости, удовольствия от реализации этого потенциала. Именно таким образом и можно дойти до собственного источника бесконечной мощи: поиск «прироста мощи» (Бердяев) и обнаружение его сопровождается появлением (высвобождением) энергии, личной силы, а это ощущается как радость, возвышенное наслаждение, творческое удовольствие, полет и т.д. Это и есть та энергия, которая необходима для жизни. То есть, рабочий принцип метода: «без кайфа нет лайфа».
2. Направлен на развитие прежде всего экзистенциальных качеств личности. Это внутренняя свобода и личная ответственность, персональность и экзистенциальность, способность создавать новое, способность «одиночить» с комфортом, психологическая зрелость, толерантность к неопределенности, приятие себя и, как следствие, приятие другого не похожего, ценность своей уникальности и уникальности другого. А также осознание ценности жизни и принятие факта конечности жизни. Стремление к осмысленности и удовольствие от развития собственного смыслообразующего начала. Персональность и экзистенциальность. Ценность собственной субъектности и ценность права другого быть субъектом.
3. Направлен на формирование целостности личности за счет расширения восприятия до уровня телесности.
4. Системный подход.
5. Особые отношения с клиентом. Особые отношения в результате «Встречи», в состоянии буберовкого «между», где «Я основного слова Я-Ты, а не Я-Оно» [6], встреча живого с живым, то есть субъект-субъектные отношения, которые способствуют формированию субъект-субъектных отношений клиента с другими людьми.
6. В результате таких отношений трансформация происходит не только с клиентом, но и с коучем. Они — одно целое.

Программа экзистенциального недирективного лайф-коучинга
Программа обучения рассчитана на полтора года работы — 3 семестра, в каждом семестре 4 минисессии. Встречи раз в неделю, длительность встреч 1,5 часа. Практические задания равномерно распределены по минисессиям, задания усложняются и дополняются по мере их выполнения и освоения.
I семестр. Курс личностного развития
Цели и задачи курса:
Более глубокое понимание себя, своих установок и бессознательных сценариев, своих желаний и целей. Гармонизация отношений с собой, снижение внутренних конфликтов, доверие к себе.
Расширенное восприятие себя. Формирование целостности.
Формирование навыков осознавать и дифференцировать свои телесные переживания и свои эмоции, понимать их и управлять ими. Умение слышать себя и свое тело.
Основы саморегуляции. Развитие самосознания и саморефлексии.
Формирование опоры самооценки.
Приятие себя, развитие самоценности и персональности.
Формирование субъектности.
Понимание других людей: их бессознательных установок, мотивов и целей.
Понимание и принятие других. Развитие эмпатии, формирование навыков резонансных отношений. Улучшение межличностных отношений.
Улучшение собственной жизни.
Практика
Техники: «Сказка», «Семейная история», «Таблица отношений», «Таблица целей», «Контакт с телом», «Язык ощущений», «Доверие к себе», «Я у себя есть», «Тренинг коммуникабельности», «Встреча Я-Ты».
Задания: освоение полученных техник и практическое применение; ведение дневника и протокола занятий.
Для самостоятельного изучения: учебные материалы и видео мастер-классов www.saga.od.ua
II семестр. Курс творческой самореализации
Цели и задачи курса:
Раскрытие творческого потенциала, обнаружение и исследование собственных творческих ресурсов, развитие способности создавать новое. Развитие самостоятельности, ответственности, то есть становление Хозяина, способного управлять и желающего управлять своими ресурсами.
Развитие способности к самодистацированию и самотрансценденции.
Навыки саморегуляции. Понятие механизма самооценки и работа с ней.
Формирование внутренней свободы.
Формирование аутентичности, способности выстраивать жизнь внешнюю соответственно своей внутренней истине, то есть жить аутентично.
Навыки авторства своей жизни.
Практика
Техники: «Хозяин вдохновения», «Список впечатлений», «Экспресс-метод», «Сказка» часть2 (Мое идеальное будущее через 15 лет), «Принятие своих достоинств», «Товарищ Сартр», «Сенситивный тренинг», «Встреча Я-Ты» часть2, тренинг «Как делать тренинги».
Задания: освоение полученных техник и практическое применение; ведение дневника и протокола занятий.
Для самостоятельного изучения: учебные материалы и видео мастер-классов www.saga.od.ua
III семестр. Курс «Аспекты психологической зрелости личности»
Цели и задачи курса: Формирование психологической зрелости.
Изменение отношения к базовым экзистенциальным данностям как один из способов личностного роста и формирования психологической зрелости.
Формирование и развитие качеств личности, ведущих к обретению «экзистенциального смысла», который ощущается как «полнота жизни», как «настоящая» жизнь, как исполнение и как глубокое счастье. Эти качества: самодистанцирование и самотрансценденция, свобода и ответственность, самоценность, осмысленность, персональность и экзистенциальность (в терминологии А. Ленгле).
Развитие способности к эмпатии, формирование навыков резонансных взаимоотношений. Построение успешных межличностных отношений.
Создание своей жизни по своему замыслу.
Практика
Техники: «Сказка. Часть 3 (О самом прекрасном человеке)», тренинг «Встреча Я-Ты», «Четыре настоящих вопроса», «Одиночить по взрослому», «Исследование зависимых отношений», «Исследование проявлений эго-состояний Ребенок-Родитель-Взрослый в отношении базовых экзистенциальных данностей», «Встреча Я-Ты» часть 3.
Задания: освоение полученных техник и практическое применение; ведение дневника и протокола занятий.
Для самостоятельного изучения: Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Часть III. Изоляция; Хараш А. Психология одиночества; Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии; Мартин Бубер «Я и Ты»; Альфрид Ленгле статья «Является ли любовь счастьем»; учебные материалы и видео мастер-классов www.saga.od.ua
Далее представлено развернутое описание второго этапа (семестра) и пример программы первого этапа «Курс личностного развития».

II. Творческая самореализация. Методика «Хозяин вдохновения»
Творческий акт — неотъемлемая часть человеческой природы, неотъемлемая часть Бытия. Когда мы творим — мы есть, мы живем, мы дышим полной грудью (Балыкина, 2014).
Мераб Константинович Мамардашвили в «Лекциях о Прусте» сказал о творчестве писателя так: «Текст есть нечто такое, внутри которого рождается личность того, кто этот текст создает» (Мамардашвили, 1997). То есть занимаясь творчеством, человек творит, создает прежде всего самого себя. Творец и творение — суть одно.
Творчество — это путь к себе настоящему.
Творчество способствует формированию Человека в человеке. Формированию аутентичности (в творческом процессе я иду к себе истинному, я встречаюсь с собственной глубиной), саморефлексии (я понимаю, что я делаю и какие результаты получаю), самосознания (я осознаю себя и свои действия), самостоятельности (я это делаю только сам, никто не может почувствовать за меня, как это красиво и правильно), а также внутренней свободы (без внутренней свободы создать новое невозможно: когда человек зажат в рамки того, чему его научили, он может создавать только это, то есть скопировать, а для создания нового нужна внутренняя свобода), уверенности (для создания нового, то есть для выхода за рамки привычного нужна вера в себя и право на собственный выбор, нужна опора на себя, на свой собственный стержень). И, как следствие, творчество способствует появлению уважения к себе и стабильной самооценки, гармонии с собой, психологического благополучия и удовлетворенности жизнью. Хотя это слишком сухо: «удовлетворенности жизнью» — вдохновленности жизнью. Влюбленности в жизнь.
Творчество — это путь к собственным мощнейшим ресурсам, таким как сила мотивации и жизненная энергия. Творчество по Бердяеву обладает «мощью прироста мощи в мире» (Бердяев, 1916) — это и есть та жизненная энергия, та целительная сила, которая заложена в нас как наш собственный неисчерпаемый ресурс, нужно только научиться им пользоваться. Творчество в любом виде и в любой форме.
Жизнетворчество — самая увлекательная форма творчества.
Формирование навыков управления собственными творческими ресурсами — цель авторской методики «Хозяин вдохновения».

Методика «Хозяин вдохновения»
В этой методике внимание направлено на развитие качеств личности, необходимых для способности творить, создавать новое. Это:
1 — субъектность,
2 — целостность,
3 — аутентичность.

Первое направление — развитие субъектности
Развитие субъектности и экзистенциальности.
«Субъект – существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности» (БСЭ), «активное самосознающее начало душевной жизни» (Википедия). «Субъектность — способность быть субъектом, быть источником активности, быть причиной» (Энциклопедия Практической Психологии). Но субъектность подразумевает не только бытие причиной. Быть субъектом — это еще и восприятие себя как субъекта, отношение к себе как к субъекту: как к существу живому, мыслящему и чувствующему, которое осознает себя и обладает правом быть собой; и отношение к другому как к субъекту.
Экзистенция — это и есть существование субъекта, осознанное существование, бытие субъектом. Экзистенция — существование, лат. Exsistentia, от глагола ex-sisto, ex-sistere — выступать, выходить, обнаруживать себя, существовать, возникать, показываться, становиться, делаться. Подлинность человеческого существования связывается с человеческой «решимостью на способность быть из своей самости», способностью собирать себя «из рассеяния и бессвязности» и приходить к себе самому (Хайдеггер); «с признанием и принятием на себя своего авторства, тотальной неоправдываемости своих выборов, решений и личной ответственности» (Сартр) (История Философии: Энциклопедия).
Без субъектности нет творчества, потому что сам акт творения предполагает наличие творца, того, кто создает — Хозяина, того, кто осознает — Субъекта.
Без экзистенции нет творчества и, боюсь, без творчества нет экзистенции. Потому что без творчества нет звучания моей настоящей жизни, переживания полноты жизни и ее осмысленности. Под словом «творчество» я в данном случае подразумеваю создание чего-то нового вообще, сам процесс созидания и способность к созиданию. В этом случае творческий процесс становится неотъемлемой частью жизни, а собственная жизнь становится творческим актом. Тогда она, жизнь, естественным образом становится и наполненной, и осмысленной, и горячо любимой. Ты влюбляешься в эту жизнь, потому что она, твоя жизнь становится выражением твоей субъективности, то есть становится отражением той непознанной красоты, которая всегда жила в душе, неузнанная ибо непроявленная. И теперь она проявляется, раскрывается для тебя как цветок, твоя внутренняя сказка становится реальностью. И в ней проступает твой собственный Лик, потому что ты сам, ты настоящий проявляешься в реальности для себя и мира через этот творческий акт.
Цель упражнений этого направления: развитие самосознания, саморефлексии, самотрансценденции, самостоятельности, ответственности, то есть становление Хозяина, способного управлять и желающего управлять своими ресурсами.
Хозяин — это тот «Я», у которого есть в наличии, которому представлены три пространства: пространство телесных ощущений, пространство эмоционально-чувственной сферы и пространство сознания. Он — их распорядитель. Если его нет, тогда жизнь принадлежит кому угодно, но только не мне, и в конечном счете она «пуста, бессмысленна, не моя, проходит мимо и т.п.». У него, у Хозяина, в руках ключи от счастья, от собственной жизни, от свободы, от красоты. А ключи эти называются Ответственность, Осмысленность и Осознанность.
Так формируется Субъект, Автор. Автор себя: каким я хочу быть, автор собственной жизни: какую жизнь я хочу жить. И когда он делает все это осознанно, то есть понимает, что это он, это его внутренний мир, его выбор самовыражения, его жизнь, которая станет тем, чем он ее наполнит, когда понимает, что только он один может знать, чего он хочет и как это сделать, и никто другой не сделает за него, тогда он формируется как Субъект. Субъект, который управляет процессами своей внешней и внутренней жизни. Управляет осознанно и с наслаждением творит себя и свою жизнь.

Второе направление — развитие целостности
Это упражнения и приемы из авторской методики «Язык ощущений» (Балыкина, Язык ощущений). Цель упражнений этого направления: научиться осознавать и дифференцировать свои телесные переживания и свои эмоции, понимать их и управлять ими, получить расширенное, более целостное восприятие себя и понимание себя, познать собственную глубину и быть собой.
Мне очень нравится и соответствует моим представлениям описание Альфридом Ленгле бытия, ведущего к целостности: «Само слово «исцеление» говорит за себя: оно означает «обретение целостности». Такое бытие, когда я доверяю этим основам, когда я вхожу в это измерение и «расправляю свои крылья», когда мои корни погружаются в эту глубину и по ним ко мне поднимается живительная влага, — такое бытие позволяет мне обрести целостность. Здесь есть открытость, проницаемость, свободное пространство, здесь я свободен от себя и поэтому свободен для себя, свободен для всего другого, свободен для того, чтобы позволить Целому затронуть себя и преклониться перед Ним. Преклониться перед Великим вокруг нас и перед Глубиной в нас» (Лэнгле, 2013).
Я предлагаю в методике «Язык ощущений»: 1) исследовать внутренний опыт человека, расширяя сферу осознания на ощущения тела — внимание к телесным переживаниям, к сигналам тела дает более целостную картину и в результате приводит к ясному пониманию себя и своих ценностей, к эффективному решению проблемы и 2) посредством акта сознания манипулировать тактильными ощущениями, моделировать ощущения — это вариант психической саморегуляции.
Эту методику я применяю в работе с творческими ресурсами как для исследования, обнаружения и развития этих ресурсов, так и в психотерапевтическом процессе как метод психологической саморегуляции [4].
Понимание сигналов, идущих от собственного тела, осознание собственных телесных переживаний и есть та основа, на которую направлено внимание, и воздействие на которую дает реальный эффект. Проще говоря, программы поведения, установки базируются в теле, они как будто «прописаны» на языке ощущений в нашей плоти. И если изменить телесные переживания — отключается программа, меняется установка! Не навсегда, конечно, на какое-то время, но меняется. Нужно продолжать работу, осознанно поддерживать новые ощущения и тогда старые установки постепенно теряют силу и исчезают.
Язык ощущений — это просто. И мы все это знаем. Только не обращаем на это внимания. Это знание всегда с нами — сигналы от нашего тела. Каждую эмоцию сопровождают телесные переживания (ощущения). «Ощутимое качество» (по Мерло-Понти) (Мерло-Понти, 1999) — это когда я осознаю свое состояние не только на уровне сознания (что я думаю), но и на уровне чувств, эмоций и ощущений тела, то есть целостно, в полном объеме, как переживание. Тотально. Тогда я тотально включена в жизнь, в Бытие. Состояние цельности есть состояние единства тела, души, разума (ощущения, эмоции, сознание) и того «Я», которое это единство осознает и, собственно, создает.
Методика «Язык ощущений» направлена на развитие навыков осознавать сигналы нашей телесности, дифференцировать информацию телесных переживаний и более глубокое понимание своих чувств, эмоций и причин своего поведения; ее цели: расширенное, более целостное восприятие себя и реорганизация жизни. Методика применяется как для исследования, обнаружения и развития ресурсов личности, так и в психотерапевтическом процессе как метод психологической саморегуляции с использованием приемов сенсорной репродукции образов, эмоциональных состояний и тактильных ощущений. В процессе достигается цель метода — реорганизация объективного содержания жизни и реорганизация деятельности.

Третье направление — развитие аутентичности
Цель упражнений этого направления — научиться слышать себя и научиться выстраивать жизнь соответственно своей внутренней истине, то есть жить аутентично.
Субъективное пространство человека, его внутренний мир бесконечно богат и прекрасен. И в каждом человеке живет сказка, живет красота, которая хочет быть прожита. Прожита в объективной реальности, проявлена в мире, рождена на свет. Чтобы жизнь в объективной реальности соответствовала, отражала внутреннюю красоту и внутреннюю истину. Тогда человек живет свою, истинно свою жизнь. Тогда он благополучен, он удовлетворен, он наполнен, он счастлив.
Если он не проживает то, что в нем хочет быть прожито, он не удовлетворен, несчастлив, у него растет чувство недовольства собой, вины перед собой и злости на окружающих.
Как этого избежать? Работать со своим субъективным пространством, открывать и познавать его, ибо там, внутри лежит бесконечный запас энергии и жизненной силы, там внутри бесконечная красота и глубина, которая хочет быть проявлена и прожита в жизни внешней.
Узнать о своих богатствах можно двумя путями: по отражению в зеркале мировой культуры и по проявлению в собственном творчестве.
Культура — это зеркало человеческой субъективности и это сокровищница человеческой субъективности. Как узнать по отражению в зеркале культуры: в процессе созерцания произведений искусства по «отклику», если что-то во мне отозвалось — это моя красота пробудилась. Это МОЯ красота, это я такой/такая — это базовый принцип методики. Это нужно хорошо запомнить, потому что этот принцип очень много дает для понимания себя и обретения ценности себя. Ведь нечему было бы отзываться, ничего бы не отозвалось, если бы во мне этого не было. Если бы мой внутренний мир не был выстроен также, я бы не заметила этой красоты, вообще бы не заметила. И если я смогла это вместить, значит, мой внутренний мир больше, чем эта красота, богаче, чем эта красота (Балыкина, Авторство себя и своей жизни).
Также не следует забывать о необходимости и эффективности принятия своих достоинств, как это ни странно и удивительно звучит. Из-за социального страха быть не таким как все, страха собственной уникальности теряется мощный ресурс. Страх собственной уникальности порождает комплекс изгоя: чаще всего обнаружение, что я не такой как все не воспринимается положительно, как дар, а воспринимается как наказание, как проклятие: не такой — изгой. То есть уникальность как единственная возможность создать еще не созданное, как базовый ресурс не используется, а тщательно прячется, скрывается от самого себя. Поэтому принятие своей красоты, своих достоинств не только необходимо для понимания себя и формирования аутентичности собственной жизни, но еще и является достаточно эффективным способом добычи «энергоресурса».
Методика «Хозяин вдохновения» дает возможность управлять тем, что называется вдохновением и считается неуправляемым. Хозяин вдохновения — это тот, кто знает о своих способностях, талантах, возможностях, знает, где в его субъективном пространстве это все лежит и как этим пользоваться, знает и умеет грамотно пользоваться.
Методика, как минимум, избавляет от опасности творческих кризисов и эмоционального выгорания. Как максимум, дает возможность стать настоящим автором себя и своей жизни, когда тебе подвластны все аспекты твоего бытия, включая самые запредельные.
И, кроме того, творческая реализация человека, каждого человека выгодна обществу в целом, так как она способствует созданию благополучного и обеспеченного государства: общество, в большинстве своем состоящее из самодостаточных, реализованных личностей, способных самостоятельно организовать свой бизнес, производить креативный и качественный продукт, такое общество будет и психически здорово, и экономически стабильно. И тогда мечта «жить в красивом мире среди красивых людей» может стать реальностью.

III. Примеры практических приемов и методов
Любой из методов предлагается клиенту вначале проверить на отклик, послушать себя и выбрать, хочется делать это упражнение или нет, клиент принимает решение согласно своему внутреннему отклику. Если отклика нет, пробуем вместе изменить, модифицировать это упражнение или ищем другое. Так постепенно клиент учится придумывать себе задания, которые помогут ему решить его проблемы без помощи других, то есть учится быть себе психотерапевтом, и формировать свою уникальную технологию управления собой.
Метод «Список впечатлений или Источник вдохновения»
Задание на неделю — составляем список впечатлений. Это первое задание, первый шаг в собственную глубину — просто список: в течение недели внимание направлено на то, чтобы вспомнить в прошлом или увидеть в настоящем нечто, что оставило сильное впечатление, вызвало сильные положительные эмоции, восхищение, восторг и т.д. Выполняя это задание в течение недели, мы уже очень заметно меняем собственный эмоциональный фон на более светлый, позитивный, что дает прибавку энергии и мотивации, помогает в последующей работе и улучшает отношение к нам окружающих.
На следующей встрече осваиваем второй шаг — «реализовать впечатление» — мы берем каждое впечатление, каждый случай, и исследуем его: чувства, эмоции, ощущения тела, снова эмоции, снова ощущения, пока не поймем, что это за ощутимое качество себя, что это за красота и сила, которая пробуждается в ответ, зовет и хочет быть реализована. Описываем каждое качество как можно подробнее, погружаемся в него. Наблюдаем за собой и задаемся вопросами: в какой деятельности качество проявлялось в прошлом и на какую деятельность вдохновляет в будущем? Так «реализовываем впечатление» — от фиксации впечатления до понимания своих талантов, сил, желаний, граней своей нераскрытой красоты.
Третий шаг — практический: мы думаем, как можно ее, эту красоту, реализовать в своей жизни, составляем пошаговый план и действуем.
Общая схема:
1. Находим свои качества: определяем по принципу «если мне что-то нравится — это мое отозвалось». Находим в мире, в природе, в культуре отзывающиеся, восхищающие качества, по ним определяем качества себя, которые хотят быть прожиты.
2. Исследуем качество и по качеству находим деятельность, которая дает возможность это качество развернуть, проявить, прожить.
3. Реализация качества в процессе этой деятельности в мире внешнем, чтобы оно не ныло где-то глубоко внутри, а проявилось, засияло и окрасило жизнь.
Задачи метода «Список впечатлений»: исследование клиентом собственного субъективного пространства для более глубокого понимания себя, обнаружение собственных ресурсов и способностей, формирование навыков саморегуляции, формирование навыков реализации собственного творческого потенциала.
Этот метод можно использовать в одной встрече как экспресс-метод.
«Впечатление» — экспресс-метод
1 — «Впечатление». Прошу вспомнить самое яркое положительное впечатление. Назвать его и постараться почувствовать его сейчас, воссоздать переживание.
2 — «Ощутимое Качество». Прошу описать качества этого переживания, чувства, эмоции. Проверить каждое слово/название на правильность, соответствие. Найти самое точное качество, которое более всего соответствует переживанию, или более всего впечатлило: «да это то, о чем я всегда мечтал». Прошу сконцентрироваться на этом качестве. Полное восприятие — как можно больше информации об этом качестве: «какие ощущения испытывает тело?». Описываем ощущения и выбираем самое важное, то, что приносит наибольшее удовольствие, радость, наиболее «затрагивает». Так находим то самое нужное «ощутимое качество». Прошу сконцентрироваться на этом ощущении.
3 — «Деятельность». И теперь ответить на два вопроса: 1) При какой еще деятельности возникает это ощущение? В какой деятельности появляется это качество, какие действия приводят к его появлению? 2) Что хочется делать в этом состоянии, какой деятельности просит это ощутимое качество, на какие действия вдохновляет?
Ответы на эти вопросы дают те виды деятельности, которые являются местом силы и творчества. Так можно легко найти скрытые способности, таланты человека, что очень поможет в жизни как хобби, дающее жизненную энергию и радость, или как дело, которому стоит обучиться профессионально, и оно может стать делом жизни и источником дохода.
Этот метод можно использовать не только для профориентации, но также и для профилактики и помощи при эмоциональном выгорании, при депрессивных состояниях, для выхода из кризисных и суицидальных состояний, в работе над формированием психологической зрелости и управлением эмоциональными состояниями (Балыкина, Качественная аутентичность).
Метод «Сказка»
Написать сочинение на тему: «Сказка о самом прекрасном человеке». Это не сказка в смысле формы литературного произведения, это всего лишь описание, сказкой это задание называется для того, чтобы ничто не ограничивало полет фантазии, чтобы выйти за собственные ограничения и комплексы. Самый прекрасный человек лично для меня, только для меня. «Сказка» пишется обязательно «из хочу». Сказка «из хочу» должна быть живой, не живая — значит фальшивим, врем себе, нужно постараться быть честнее, точнее, чтобы сказка ожила, чтобы влюбиться в эту сказку, чтобы она увлекла, очаровала, захватила, засияла внутри и не давала спать по ночам — а для этого нужно быть очень точным относительно своих «хочу». Выбирать только то, что отзывается. И как можно больше детальных описаний: какой он, как говорит, где работает, как выглядит, как одет, что любит, что есть, что пьет, чем увлекается, с кем дружит, где живет, какой у него дом, собака, машина и т.д. Каждую деталь проверяем на отклик, сверяем со своей внутренней истиной — отзывается или нет, по принципу «холодно — горячо»: греет душу эта деталь или нет. Если нет — убираем ее и ищем другую, ту, которая точнее, которая отзовется.
Здесь мы развиваем аутентичность, умение слышать себя и быть честными с собой. Мы слушаем отклик. Обязательно. Если отклика нет — это не наше, это обман, фальшь. Если отклика нет, не будет энергии для достижения этой ценности, будет разочарование, потеря времени и энергии жизни, а они не бесконечны — время и энергия. То есть мы идем за откликом, и так нарабатываем это умение, мы как бы протаптываем дорожку в собственную глубину, к собственным богатствам, к себе настоящему.
Не нужно бояться самых запредельных мечтаний, нужно их узнавать и прописывать — ведь мы помним, что если что-то во мне зажигается — это я такой, это то, что я на самом деле хочу прожить. Больно именно от того, что я это не живу, я до боли тоскую за самым близким и любимым человеком — за собой настоящим. А безысходность чувствуется из-за глупой установки «это не я, мне никогда таким не стать, мне не дано, я не достоин, каждый сверчок знай свой шесток и т.д». Необходимо изменить установку, и все начнет получаться. И здесь проявляются различные формы негативной установки. Мы их выявляем, опознаем и работаем с ними, чтобы прекратить их влияние на наше поведение и нашу жизнь.
Это начало сказки, не обязательно она должна быть закончена за одну неделю, но она должна быть начата.
Пока мы пишем свою сказку, мы направляем свое внимание на положительные аспекты, мы настраиваемся на свою мечту и окрашиваем свою жизнь эмоциональными состояниями, более созвучными этой мечте. Пока мы ее пишем, меняется наш эмоциональный фон, фон формирует поведение, и так незаметно начинает меняться наша жизнь. За эту неделю мы становимся ближе к своей мечте.
Но задание не только для этого. Мы пишем сказку, чтобы узнать себя, свои желания, чтобы открыть для себя свое собственное богатство, чтобы открыть тот ресурс, на который мы будем опираться, с которым будем работать дальше уже осознанно (на первом этапе жизнь менялась незаметно, а мы помним, что нам нужно воспитать в себе хозяина, это самое главное, потому что сколько бы не менялась жизнь незаметно, если мы не создали этого осознанно, оно всегда может уйти также как и пришло, само по себе). То есть, задание позволяет во-первых, узнать свои желания и ресурсы, и во-вторых, выявить установки и сценарии, которые мешают создать для себя ту жизнь, которую хочется жить.
Итак, первый шаг — написать сказку. Этот шаг предполагает глубокое искреннее погружение в собственное субъективное пространство.
Второй шаг — назвать и описать ощутимые качества, проработать эти качества так же, как в упражнении «Список впечатлений», затем найти тот эмоциональный фон из сказки, который более всего отзывается и стараться находиться в этом фоне в течение недели. Эмоциональный фон поможет сказке плавно влиться в реальную жизнь, проявиться в жизни, как бы родиться на свет. Этот шаг предполагает также внутреннюю работу, исследование своих эмоций и приобретение навыков управлять своими эмоциями и структурировать собственный эмоциональный фон.
Третий шаг — выбрать, что из сказки более всего хочется прожить, выписать эти пункты и написать проект и пошаговый план реализации этого проекта на три месяца. И сделать это. Третий шаг предполагает активные действия. То есть первый шаг — создание сказки, второй — создание эмоционального фона для перехода, и третий — воплощение сказки в жизнь.
Метод «Сказка» дает возможность увидеть реальность. Увидеть свои реальные цели, свои «настоящие» желания — те желания, которые отзываются, вдохновляют, дают энергию, наполняют силой. Благодаря «Сказке» становится видна настоящая цель. Таким образом, задача метода «Сказка» — найти ресурс, опору, узнать свои «настоящие» желания, чтобы потом идти к достижению этих желаний.
Упражнения «Сказка» и «Список впечатлений» можно продолжать, уточняя и дополняя новыми деталями, чтобы нарабатывать умение понимать себя и учиться саморегуляции.
Метод «Принятие своих достоинств»
Вспомнить то, чего стыдишься из своих достоинств и «влюбиться» в эти качества. Вспомнить, перечислить свои достоинства, найти те из них, которых стыдишься и поэтому не проявляешь или проявляешь редко. Влюбиться: восхищаться, радоваться этим качествам, светиться ими, осознанно присоединить к этим качествам ярко положительные эмоции, по сути, поменять отношение. Для этого делаем следующее: 1 — вспомнить ситуации, когда проявлял это качество и получилось красиво, правильно; описать, как это было красиво, обращая внимание в том числе и на телесные переживания; 2 — вспомнить, когда видел у других проявление этого; описывать, как это красиво, включая сигналы тела; 3 — смоделировать, как бы проявил и какая бы красота получилась, так же быть внимательным к ощущениям тела. То есть делать все для того, чтобы осознание наличия у себя этих достоинств вызывало эмоциональный отклик радости, восторга, восхищения — целостный отклик, закрепленный в телесных переживаниях. Тогда проявление этих качеств в реальной жизни будет сопровождать не стыд, а гордость, тогда их захочется показать, ими захочется делиться.
Метод «Вернуть доверие к себе»
Написать список ситуаций, когда делал осознанный выбор, доверившись собственному желанию, «слушая свое сердце». В списке не менее 5 пунктов. Дальше составляем таблицу из трех колонок. В первой колонке сама ситуация, во второй колонке результат, в третьей — ценность этого выбора, приобретенные качества себя. Когда таблица закончена, просматриваем ее, делаем выводы. Далее работаем с третьей колонкой. Стараемся прочувствовать эти качества себя, описывая чувства и ощущения тела. Входим таким образом в первое качество, затем добавляем следующее, не теряя предыдущего. Так собираем весь объем целого. Находясь в этом объеме, описываем свои ощутимые качества и чувства, обращая внимание на то, как укрепилось доверие к себе, уверенность в себе, ценность себя.
Метод «Выбор»
Задачи метода — формирование саморефлексии, самостоятельности, ответственности и психологической зрелости.
Уже в первом семестре мы начинаем использование этого метода с простого упражнения «Выбор»: в течение суток наблюдать, осознавать каждое свое действие со следующей позиции — это Я принял решение выполнять это действие, это мой собственный выбор, мне этого хотелось или мне это было нужно, но это МОЙ собственный персональный свободный выбор. И похвалить себя, порадоваться за себя: «Сейчас, в момент выбора Я самостоятельный, я свободный, я сильный, я молодец!». В результате выполнение этого упражнения появляется осмысленность действий, осознание самостоятельности и ответственности за свою жизнь, появляется личная сила и жизненная энергия, а также переживание реальной включенности в собственную жизнь.
В дальнейшей работе можно видоизменять текст упражнения по необходимости, оставляя суть метода: акцентировать внимание на осознании собственного выбора непосредственно в момент выбора и сопровождать этот выбор положительным эмоциональным подкреплением, что позволяет сформировать эмоциональную опору и чувство безопасности для того, чтобы быть с собой более искренним, иметь в отношениях с собой меньше фальши и чувства вины, а по большому счету дать себе право быть собой и ощутить силу и радость включенности в жизнь в настоящий момент времени.
Метод «Четыре настоящих вопроса»
1.Что есть любимая работа? (для меня лично: что это; как это — чувства, ощущения, качества меня, какой я при этом; когда это — когда это бывает, в каких ситуациях?)
2.Что есть истинное творчество? (для меня лично: что это, как это, когда это)
3.Что есть настоящая жизнь? (для меня лично: что это, как это, когда это) Что есть не настоящая.
4.Что есть настоящий я? (для меня лично: что это, как это, когда это)
Отвечаем себе на эти вопросы, на каждый из четырех вопросов по трем направлениям, какое-то из направлений даст возможность увидеть необходимое. Записываем обнаружения, делаем выводы. Упражнение достаточно эффективно работает также и в групповом тренинге.
Золотое правило «ресурсодобыващих» техник: нужны те вопросы, которые направляют клиента к тому, чтобы быть «аутентичнее» — честнее с собой, быть ближе к себе истинному, к себе настоящему, ибо это и есть ресурс, там лежит энергия, и сила, и знания. Следовательно, аутентичность — это ресурсное состояние.
Все упражнения методики можно использовать для решения проблемы творческого кризиса и для его профилактики.

Пример программы первого этапа — женского курса личностного развития. Применение метода «Сказка»
Эти техники я использую как для индивидуальной работы, так и в групповом тренинге.
1. Метод «Сказка об идеальной женщине».
2. Метод «Семейная история».
3. Метод «Таблица отношений».
4. Метод «Таблица целей».
1. Метод «Сказка об идеальной женщине». Написать сочинение на тему «Сказка об идеальной женщине, ее идеальном партнере и их идеальных отношениях». Выполнять задание, соблюдая все требования к «сказке»: максимально аутентично и максимально полно по трем направлениям: она, он и их отношения. Работаем над сказкой как минимум неделю, чтобы погрузиться в это качество, «пропитаться», прочувствовать, зазвучать этим. Приносим результаты на следующую встречу.
2. Метод «Семейная история». Вспоминая свои впечатления о родителях (или тех, кто воспитывал), ответить как можно более полно по пунктам на следующие вопросы: каково было отношение вашей матери: 1 — к себе, 2 — к мужу, 3 — к семье, 4 — к браку вообще, 5 — к себе как женщине, 6 — к женщинам вообще, 7 — к роли женщины в семье, 8 — к Вам как дочери, 9 — к Вам как будущей женщине, 10 — у мужчинам вообще, 11 — к роли мужчины в семье, 12 — к своей жизни, 13 — к счастью, 14 — к любви, 15 — к сексу, 16 — к деньгам, 17 — к работе, 18 — к творчеству. И каково было отношение Вашего отца: 1 — к себе, 2 — к жене, 3 — к своей семье, 4 — к браку вообще, 5 — к себе как мужчине, 6 — к мужчинам вообще, 7 — к роли мужчины в семье, 8 — к Вам как дочери, 9 — к Вам как будущей женщине, 10 — у женщинам вообще, 11 — к роли женщины в семье, 12 — к своей жизни, 13 — к счастью, 14 — к любви, 15 — к сексу, 16 — к деньгам, 17 — к работе, 18 — к творчеству.
В процессе работы появятся обнаружения и выводы, записываем в дневник, приносим на следующую встречу или на группу.
3. Метод «Таблица отношений». Анализ и реконструкция семейных сценариев и установок. Составляем таблицу из 5 колонок. Первая колонка «Ценности» маленькая, в ней просто перечисляем ценности из списка (1 — к себе, 2 — к мужу, 3 — к семье и т.д.). Вторая колонка «Семейная история», в нее вписываем свои ответы из задания «Семейная история» по каждому пункту. Третья колонка «Мои унаследованные установки», здесь пишем, что есть у нас, то есть что унаследовано от родительской установки и как она у нас преобразовалась. Четвертая колонка «Поведение», как «мои унаследованные установки» влияют на поведение, что заставляют делать, чего не позволяют делать. И пятая колонка «Сказки», как идеальная женщина из нашей сказки относится к данному вопросу или ведет себя в данном вопросе.
В процессе работы над этим заданием происходит переосмысление, многое становится понятно, многие вопросы решаются. Над этим заданием я также предлагаю работать неделю. Результаты, обнаружения, выводы приносим на следующую встречу (или на группу).
4. Метод «Таблица целей». Теперь нам нужно перевести сказку в цель. Для этого делаем новую таблицу из трех колонок: 1 колонка — «то, что есть на сегодняшний день», 2 колонка — «цели» (цели+задачи+пошаговый план реализации), 3 колонка — «сказки». В первую колонку выносим из предыдущей таблицы из колонки «Мои унаследованные установки» тот пункт, который хотим изменить. Это то, что есть на сегодняшний день. В третью колонку выносим соответствующий пункт из колонки «сказки». Это то, чего мы на самом деле хотим, о чем приятно мечтать, что вызывает теплые чувства, «греет душу». И именно из-за того, что оно греет душу, оно не реализуется — ну должна же быть у человека отдушина, и поэтому попытки перевести сказку в цель обычно вызывают сопротивление, это нужно помнить и сопротивление преодолевать.
При переводе сказки в цель мы переводим себя из пассивного состояния в активное, из мечтания в деятельность. Поэтому цель должна быть описана не как ожидание, а как задача для себя, а пошаговый план реализации как список необходимых действий.
Теперь в левой колонке мы видим, что мы имеем и в правой колонке видим, чего мы хотим. В средней колонке прописываем шаги, с помощью которых мы собираемся достичь желаемого на базе уже имеющегося.

IV. Немного о третьем этапе обучения «Аспекты психологической зрелости личности»
Базовая цель третьего этапа — формирование психологической зрелости, работа направлена на то, чтобы прежде всего принять себя как уникальность и отделенность, принять факт собственного одиночества и взять полную ответственность за себя и свою жизнь, а также научиться распоряжаться этой ответственностью с радостью и получать наслаждение от процесса жизнетворчества.
Аспекты психологической зрелости
Те качества личности, которые я ранее назвала экзистенциальными — это, собственно, и есть качества психологической зрелости. В разных подходах называются по разному: черты самоактуализированной личности у Маслоу (Самоактуализация), зрелость у Олпорта (Становление личности), душевное здоровье у Фромма (Здоровое общество), аутентичность у Бюджентала (Искусство психотерапевта), экзистенциальность и персональность у Ленгле.
В моей методике также звучит «хозяин себя и своей жизни» и «автор себя и своей жизни», то есть тот, кто у себя есть, кто осознанно и по собственной воле управляет всеми процессами своей внутренней и внешней жизни, создает, творит себя и свою жизнь.
Итак, подытоживая вышесказанное, можно увидеть основные черты психологически зрелой личности, такие как осознанность и осмысленность, принятие собственного свободного выбора и ответственности за этот выбор, осознание конечности жизни и безусловной ценности жизни своей и другого, принятие своей отделенности и уникальности и способность к глубоким искренним отношениям с другим, способность любить, способность вступать в отношения на уровне субъект-субъект, на уровне Я-Ты. Это качества Человека разумного. Взрослого. Мудрого. Способного любить искренне. Способного творить и создавать новое. Способного принять свою отделенность и уникальность, и поэтому, как следствие, принять уникальность, инаковость другого. Принять другого таким какой он есть. Принять, увидеть мир таким, каков он есть, без иллюзий. То есть способного Быть (с собой, с другим, с миром), Творить, Любить.

Эти качества можно рассматривать по четырем направлениям, выделить четыре аспекта:
1. Отношения с собой. Гармонизация отношений с собой, познание и приятие своего внутреннего мира, снижение внутренних конфликтов, доверие к себе. Целостность на основе расширенного принятия и восприятия себя: и сознание, и эмоции, и телесные переживания. Навыки саморегуляции. Способности к творческому самовыражению и самореализации. Способность Быть с собой и способность быть собой.
2. Отношения с другим. Понимание и принятие других. Способность к эмпатии, сопереживанию, к резонансным отношениям, к эмоциональной близости и открытости с другим человеком.
3. Отношения с жизнью. Умение творить свою собственную аутентичную жизнь по своему замыслу, обретение «экзистенциального смысла», который ощущается как «полнота жизни», как «настоящая» жизнь, как исполнение и как глубокое счастье.
4. Отношения с миром. Обретение открытости Великому вокруг нас и Глубине в нас, открытость, проницаемость, обретение целостности с самим Бытием и единение с ним. Ленгле: «Здесь я свободен от себя и поэтому свободен для себя, свободен для всего другого. Только в таком Великом мы можем жить, обрести свой дом, развиваться» (А. Лэнгле, лекция «Дух и экзистенция»).
Качества человеческой зрелости не могут жить друг без друга, они взаимосвязаны и взаимозависимы: одно невозможно без другого, а появившееся одно дает жизнь другим, порождает другие. Они составляют единое целое. Поэтому мы постепенно продвигаемся по программе, иногда возвращаясь к проработанным темам, так как они видятся уже по-новому и открываются все больше. Мы поднимаемся как бы по спирали, обретая все больше опоры внутри себя.
Мы учимся упорядочивать свою жизнь. Так как взросление — это структурирование (порядок из хаоса) своей жизни, управление ею по своему выбору, а управление начинается с принятия ответственности. Мы учимся включаться в процесс собственного ежеминутного выбора и делать его полностью осознанным.
Мы исследуем свои роли Ребенок-Родитель-Взрослый в аспекте их отношения к базовым экзистенциальным данностям, таким как свобода-ответственность, жизнь-смерть, изоляция-слияние (сопричастность), смысл (осмысленность)-бессмысленность, чтобы научиться растождествляться с этими ролями, видеть их и управлять ими осознанно, понимать их ценность и смысл для себя. Тогда в большинстве случаев делается осознанный собственный выбор с пользу роли взрослого, как наиболее эффективной.
Мы исследуем состояние одиночества, учимся принимать его без страха. Тогда страх постепенно проходит и приходит радость свободы и возможность творчества.
Мы учимся включаться в резонансные отношения. Обретая больше внутренней свободы, мы обретаем открытость и так получаем возможность более глубокой эмоциональной близости с другим человеком. Так получаем способность к резонансным взаимодействиям, к субъект-субъектным отношениям, говоря человеческим языком, становимся способны на настоящую глубокую и искреннюю Любовь.
Все это мы делаем практически, используя уже разработанные ранее методы программы третьего этапа, по необходимости адаптируя их под текущую ситуацию и также создаем вместе новые приемы.

Метод «Ребенок-Родитель-Взрослый в экзистенциальном подходе»
Исследование проявлений ролей Ребенок-Родитель-Взрослый в отношении базовых экзистенциальных данностей свобода-ответственность, жизнь-смерть, изоляция-слияние (сопричастность), смысл (осмысленность)-бессмысленность.
В этом методе используется разработанная Ирвином Яломом (Yalom, 1980) экзистенциальная концепция, в которой он постулировал четыре «данности»: смерть свобода, изоляция и осмысленность в применении к эго-состояниям Ребенок-Родитель-Взрослый в модели трансактного анализа Эрика Берна.
Схема проста. Берем первую пару базовых экзистенциальных данностей и рассматриваем отношение к ней каждой из ролей Ребенок-Родитель-Взрослый. Делаем выводы. Затем берем вторую пару, и так далее. В конце делам общие выводы.
Общая схема работы
1. Свобода-ответственность.
Ребенок. Свобода: _______. Ответственность: _______.
Родитель. Свобода: _______. Ответственность: _______.
Взрослый. Свобода: _______. Ответственность: _______.
Выводы _______.
2. Жизнь-смерть.
Ребенок. Жизнь: _______. Смерть: _______.
Родитель. Жизнь: _______. Смерть: _______.
Взрослый. Жизнь: _______. Смерть: _______.
Выводы _______.
3. Изоляция-слияние (сопричастность).
Ребенок. Изоляция: _______. Слияние: _______.
Родитель. Изоляция: _______. Слияние: _______.
Взрослый. Изоляция: _______. Слияние: _______.
Выводы _______.
4. Смысл (осмысленность)-бессмысленность.
Ребенок. Смысл: _______. Бессмысленность: _______.
Родитель. Смысл: _______. Бессмысленность: _______.
Взрослый. Смысл: _______. Бессмысленность: _______.
Выводы _______.

Заключение
Стать автором себя и своей жизни значит, прежде всего, проснуться для себя и узнать себя настоящего и свои настоящие желания. Каждый человек изначально творец, каждый бесконечно талантлив, нужно только добраться до той глубины себя, где живут таланты. И тогда человек реализуется, это очень красиво, это уникально, а, следовательно, ценно. Создавать свою жизнь, ту жизнь, которая будет нравиться, потому что будет соответствовать мне истинному. В такую жизнь захочется быть включенным. С радостью, с восторгом, с любовью. Чтобы жить полной жизнью и быть счастливейшим из людей.
Чем больше человек открывается навстречу своему внутреннему миру, своим переживаниям, тем больше он становится способен сопереживать другим, видеть внутренний мир другого человека, внутреннюю красоту людей. И тогда он способен на отношения красивые, открытые, искренние. Он обретает близких людей, истинно близких, с которыми возможно интимное общение души с душой. И такой человек уже никогда не будет одинок.
И, кроме того, реализованная личность имеет возможность противостоять угрозе экономических кризисов и прочих социальных катаклизмов, что приводит не только к психическому здоровью, но и к экономической стабильности.
Итак, в результате нашей совместной работы получаем:
Гармоничные отношения с собой, с другим, со своей жизнью, с миром. Счастье возвращения себя себе, целостность, завершенность. Психологическое благополучие и материальную стабильность. Получаем творческий взлет и интересную, яркую, «вкусную» жизнь, полноту жизни, в которой человек присутствует как автор, как Творец. Возможность творить, создавать и приносить в мир новый смысл и новую красоту. Получаем ощущение себя живым и включенность в живое Бытие.
Также с помощью моих методов работы можно легко найти внутренние ресурсы, скрытые способности, таланты человека, что очень поможет в жизни как хобби, дающее жизненную энергию и радость, или как дело, которому стоит обучиться профессионально, и оно может стать делом жизни и источником дохода. Эти методы можно использовать не только для профориентации, но и для профилактики и помощи при эмоциональном выгорании, при депрессивных состояниях, для выхода из кризисных и суицидальных состояний, в работе над формированием психологической зрелости и управлением эмоциональными состояниями в системе взаимоотношений. Такая работа также будет очень полезна людям творческих профессий, которые хотят приумножить свои способности и открыть новые, или которые по тем или иным причинам испытывают творческий кризис.

Литература
1. Балыкина В. Ю. Доклад «Формирование навыков управления собственными творческими ресурсами развития личности. Экзистенциальный подход». Ежегодная психологическая конференция в Одессе «Актуальные проблемы современной экзистенциальной психологии и психотерапии», 2014г. [Электронный ресурс] / В. Ю. Балыкина. – URL: http://saga.od.ua/doklad-tvorchestvo/
2. Балыкина В. Ю. Качественная аутентичность [Электронный ресурс] / В. Ю. Балыкина. – URL: http://saga.od.ua/moya-terapiya-ka/
3. Балыкина В. Ю. Программа личностного развития «Авторство себя и своей жизни. Экзистенциальный подход» [Электронный ресурс] / В. Ю. Балыкина. – URL: http://saga.od.ua/programma/
4. Балыкина В. Ю. Язык ощущений [Электронный ресурс] / В. Ю. Балыкина. – URL: http://saga.od.ua/moya-terapiya-lana/
5. Бердяев Н. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). М.: Изд-во Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916. [Электронный ресурс] / Николай Бердяев. – URL: http://www.psylib.org.ua/books/berdn01/index.htm
6. Бубер М. Я и Ты. Перевод В.В.Рынкевича. Из кн.: Мартин Бубер. Два образа веры. М., 1995. с. 16-92.
7. Лэнгле А. Лекция «Духовность и экзистенция», г.Киев, 2013г.
8. Мамардашвили М.К. «Психологическая топология пути»/ М. Пруст «В поисках утраченного времени». С-Пб.: Изд-во РХГИ/ журнал «Нева», 1997.
9. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия (1945) / Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. — СПб.: Ювента; Наука, 1999. — 603 c.

Статья публикуется впервые.
Одесса. 2015г.
Сведения об авторе
Балыкина Виктория Юрьевна 1965г.рожд. — психолог, преподаватель в проекте «Экзистенциальная психология и психотерапия» Одесского института психического здоровья. Одесса, Украина.
Тел.+380487943583, +380931481394
Сайт http://saga.od.ua/
Емейл sagavika@gmail.com