Доклад «Формирование навыков управления собственными творческими ресурсами развития личности. Экзистенциальный подход»

Вторая ежегодная экзистенциальная психологическая конференция в Одессе «Актуальные проблемы современной экзистенциальной психологии и психотерапии»

Творческий акт — неотъемлемая часть человеческой природы, неотъемлемая часть Бытия. Когда мы творим — мы есть. Мы дышим полной грудью. И тогда мы чувствуем, что мы истинно живем. Тогда мы живы. И это незабываемое, восхитительное чувство — быть Живым. Вот чего мы, собственно, хотим от жизни — быть Живыми.

Мераб Константинович Мамардашвили сказал о творчестве писателя так: «Текст есть нечто такое, внутри которого рождается личность того, кто этот текст создает» (Лекции о Прусте «Психологическая топология пути»). Это о творчестве писателя, а если обобщить: «Произведение есть нечто такое, внутри которого рождается личность того, кто это творение создает». То есть занимаясь творчеством в любом виде человек творит, создает прежде всего самого себя.

Иосиф Бродский, размышляя о природе творческих способностей: « … человеческое существо не столько получает знания снаружи, сколько выделяет их изнутри». Получается, все знания о мире и вся красота мира — внутри нас! И через творчество мы можем узнать об этом богатстве своем и о себе истинном.

Творчество — это путь к себе настоящему.

Творчество способствует формированию Человека в человеке.

Формированию аутентичности (я иду к себе истинному), саморефлексии (я понимаю, что я делаю), самосознания (я осознаю себя), самостоятельности (я это делаю только сам, никто не может мне помочь , не может почувствовать за меня), а также внутренней свободы (без внутренней свободы создать новое невозможно, когда ты зажат в рамки того, чему тебя научили, ты можешь создавать только Это, то есть копировать, а для создания нового нужна свобода), уверенности (при всем этом у тебя уже есть знания о себе и опора на себя, есть свой собственный стержень) и, как следствие, гармонии с собой, психологического благополучия.

Творчество — это путь к собственным мощнейшим ресурсам, таким как сила мотивации и жизненная энергия.

Творчество по Бердяеву обладает «мощью прироста мощи в мире» — это и есть та жизненная энергия, та целительная сила, которая заложена в нас как наш собственный неисчерпаемый ресурс, нужно только научиться им пользоваться.

Этим эффектом обладает искусство в любом виде в большей или меньшей степени: от профессионального до самого непродолжительного хобби или просто интереса к искусству, созерцания произведений искусства, то есть как автор, так и потребитель, зритель получают этот эффект. Эффект встречи с собой. Со своим внутренним миром, со своей аутентичностью.

Творчество в любом виде и в любой форме. Творить, создавать — создание нового, от классических форм — живопись, музыка, поэзия — до любых форм, где создается нечто новое, новая программа у программиста, новый метод администрирования у администратора, свой собственный метод, новый способ продавать у продавца, свой способ. Новый способ жить. Свой собственный.

Жизнетворчество — самая увлекательная форма творчества, в ней более всего проявляется красота и величие человека.

Итак, как же научиться грамотно пользоваться своими потрясающими по красоте и мощи ресурсами? Формирование навыков управления собственными творческими ресурсами — цель моей авторской методики «Хозяин вдохновения».

Авторская методика «Хозяин вдохновения»

Качества характера, необходимые для способности создавать новое:
1 — субъектность
2 — целостность
3 — аутентичность
Поэтому развитие личности должно двигаться в этих трех направлениях.

1 направление — развитие субъектности
Без субъектности нет творчества, потому что сам акт творения предполагает наличие творца. Того, кто создает — Хозяина. Того, кто осознает — Субъекта. Экзистенция — это и есть существование субъекта, осознанное существование, бытие субъектом, живое Бытие.

Без экзистенции нет творчества и, боюсь, без творчества нет экзистенции. Потому что без творчества нет звучания моей настоящей жизни, переживания полноты жизни и ее осмысленности. Под словом «творчество» я в данном случае имею в виду создание чего-то нового вообще, я имею в виду сам процесс созидания и способность к созиданию. В этом случае творческий процесс становится неотъемлемой частью жизни, а собственная жизнь становится творческим актом. Тогда она, жизнь, естественным образом становится и наполненной, и осмысленной, и горячо любимой. Ты влюбляешься в эту жизнь, потому что она, твоя жизнь становится выражением твоей субъективности, то есть становится отражением той непознанной красоты, которая всегда жила в душе, неузнанная ибо непроявленная. И теперь она проявляется, раскрывается для тебя как цветок, твоя внутренняя сказка становится реальностью. И в ней проступает твой собственный Лик, потому что ты сам, ты настоящий проявляешься в реальности для себя и мира через этот творческий акт.

Авторство, как способность к созиданию, рождается на острие экзистенции, когда ты один на один с собой, один на один с миром. Поэтому быть на острие экзистенции — необходимое условие творчества, условие авторства своей жизни.

Упражнения этого цикла: «Я есть», «Выбор», «Доверие к себе», «Четыре настоящих вопроса», «Товарищ Сартр» и др. Цель упражнений этого цикла: развитие самосознания, саморефлексии, самостоятельности, ответственности, то есть становление Хозяина, способного управлять и желающего управлять своими ресурсами.

Хозяин, это тот «Я», у которого есть в наличии, которому представлены три пространства: пространство телесных ощущений, пространство эмоционально-чувственной сферы и пространство сознания. Он — их распорядитель. Если его нет, тогда жизнь принадлежит кому угодно, но только не мне, и в конечном счете она пуста, бессмысленна, не моя, проходит мимо и тому подобное. У него, у Хозяина, в руках ключи от счастья, от собственной жизни, от свободы, от красоты. А ключи эти называются Ответственность, Осмысленность и Осознанность.

Методика «Язык ощущений»

2 направление — развитие целостности
Упражнения из методики «Язык ощущений». Цель упражнений этого цикла: исследование своих ресурсов и умение их использовать, научиться осознавать (слышать), дифференцировать (понимать) и управлять сознанием, эмоциями и телесными переживаниями.

И вот, скажем, Хозяин уже есть. Есть психологическая зрелость, самостоятельность и желание собой и своей жизнью управлять. А как? А чем управлять? Эмоций я своих не понимаю, потому что «больно-страшно», а телесных переживаний своих я не понимаю, потому что просто не умею, их для меня не существует. Теперь, чтобы Хозяину управляться со своими пространствами, нужно о них узнать. Особенно о тех уровнях, с которыми мы в силу нашей психокультуры мало знакомы. Да, это сигналы, идущие от тела. Вот для этого нужна техника «Язык ощущений».

Почему «Язык ощущений»? — Тело расскажет то, чего мы можем не знать, не помнить, вытеснять. И тело не врет. Таким образом я могу получить намного больше информации. Направить, так сказать, свет сознания в темные дальние уголки своей памяти, узнать то, что было скрыто. Эффективный способ работы.

«Язык ощущений» — это техника, которую я применяю в работе с творческими ресурсами как для исследования, обнаружения и развития этих ресурсов, так и в психотерапевтическом процессе как метод психологической саморегуляции с использованием приемов сенсорной репродукции образов, эмоциональных состояний и тактильных ощущений. В процессе достигается цель метода — реорганизация объективного содержания жизни и реорганизация деятельности.

Понимание сигналов, идущих от собственного тела, осознание собственных телесных переживаний и есть та основа, на которую направлено внимание, и воздействие на которую дает реальный эффект. Проще говоря, программы поведения, установки базируются в теле, они как будто «прописаны» на языке ощущений в нашей плоти. И если поменять ощущения в теле — отключается программа, меняется установка! Вот и происходит та самая реорганизация жизни.

Все просто. И мы все это знаем. Только не обращаем на это внимания. Это знание всегда с нами — сигналы от нашего тела. Каждую эмоцию сопровождают телесные переживания (ощущения). «Ощутимое качество» (по Мерло-Понти) — это когда я осознаю свое состояние не только на уровне сознания (что я думаю), но и на уровне чувств, эмоций и ощущений тела, то есть целостно, в полном объеме, как переживание. Тотально. Тогда я тотально включена в жизнь. В живое Бытие. Состояние цельности есть состояние единства тела, души и разума (ощущения, эмоции, сознание) и того «Я», которое это единство осознает и создает.

Методика «Язык ощущений» — это серия приемов и упражнений, направленных на развитие навыков понимать информацию нашей телесности и более глубокое понимание своих чувств, эмоций и причин своего поведения, ее цель — расширенное и более целостное восприятие себя.

3 направление — развитие аутентичности
Цель упражнений этого цикла: научиться слышать себя, опознавать свою уникальную красоту и глубину, и научиться выстраивать жизнь соответственно своей внутренней истине, то есть жить аутентично.

Человек представляется имеющим субъективную и объективную реальности, они равнозначны и равноценны, и одинаково бесконечны — бесконечность снаружи и бесконечность внутри. Они должны быть равнопредставлены для человека и созвучны, аутентичны друг другу. Субъективное пространство человека, его внутренний мир бесконечно богат и прекрасен. И в каждом человеке живет сказка, живет красота, которая хочет быть прожита. Прожита в объективной реальности, проявлена в мире, рождена на свет. Чтобы жизнь в объективной реальности соответствовала, отражала внутреннюю красоту и внутреннюю истину. Тогда человек живет свою, истинно свою жизнь. Тогда он благополучен, он удовлетворен, он наполнен, он счастлив.

Если он не проживает то, что в нем хочет быть прожито, он не удовлетворен, не доволен собой, винит себя, злится на окружающих, не имеет энергии жить (энергия жить берется из своих «хочу»), не может добиться даже необходимого, не говоря уже о желаемом, растет чувство вины, еще больше недовольства собой и злости на других, так по спирали вниз, увеличивая невротизацию.
Как этого избежать? Работать со своим субъективным пространством, открывать и познавать его, ибо там, внутри лежит бесконечный запас энергии и жизненной силы, там внутри бесконечная красота и глубина, которая хочет быть проявлена и прожита в жизни внешней.

Узнать о своих богатствах можно двумя путями: через мировую культуру и через собственное творчество.

Культура — это зеркало человеческой субъективности и это сокровищница человеческой субъективности. Узнать о своих богатствах можно по отражению в зеркале мировой культуры. Узнать в процессе созерцания произведений искусства по «отклику»: если что-то во мне отозвалось — это моя красота пробудилась. Это МОЯ красота, это я такой — это базовый принцип (описанный у Мамардашвили). Ибо нечему было бы отзываться, ничего бы не отозвалось, если бы во мне этого не было. Это нужно хорошо запомнить, потому что этот принцип очень много дает для понимания себя и обретения ценности себя. Потому что если бы мой внутренний мир не был выстроен также, я бы не заметила этой красоты, вообще бы не заметила. И если я смогла это вместить, значит, мой внутренний мир больше, чем эта красота, богаче, чем эта красота.

Не забывать об эффективности принятия своих достоинств, как это ни удивительно. Мощный ресурс теряется из-за социального страха быть не таким как все, страха собственной уникальности. Страх собственной уникальности порождает комплекс изгоя: чаще всего обнаружение, что я не такой как все, не воспринимается положительно, как дар, как ресурс, а как наказание, как проклятие, не такой — изгой, наверное это вставлено в процессе социализации «стань таким как мы — выживешь с нами, без Нас пропадешь», а у взрослого социальный прессинг работает уже изнутри «стань таким как все». То есть уникальность как единственная возможность создать еще не созданное, как базовый ресурс, не используется, а тщательно прячется, скрывается от самого себя.

Поэтому самый эффективный способ добычи энергоресурса — принятие своей красоты, своих достоинств. «Принятие своих достоинств» — так называется из упражнений цикла, и это одно из самых действенных упражнений.

Методика дает возможность управлять тем, что называется вдохновением и считается неуправляемым. «Хозяин вдохновения» — это тот, кто знает о своих способностях, талантах, возможностях, знает, где в его субъективном пространстве это все лежит и как этим пользоваться, знает и умеет грамотно пользоваться.
Методика, как минимум, избавляет от опасности творческих кризисов и эмоционального выгорания. Как максимум, дает возможность стать настоящим автором себя и своей жизни, когда тебе подвластны все аспекты твоего бытия, включая самые запредельные.

И, кроме того, творческая реализация человека, каждого человека выгодна обществу в целом, так как она способствует созданию благополучного и обеспеченного государства: общество, в большинстве своем состоящее из самодостаточных, реализованных личностей, способных самостоятельно организовать свой бизнес, производить креативный и качественный продукт, такое общество будет и психически здорово, и экономически стабильно. И тогда мечта «жить в красивом мире среди красивых людей» станет реальностью.