Мастер-класс «Анализ и использование творческих ресурсов клиента в экзистенциальном консультировании и психотерапии»

Вторая ежегодная экзистенциальная психологическая конференция в Одессе «Актуальные проблемы современной экзистенциальной психологии и психотерапии»

Культура — это зеркало человеческой субъективности и это сокровищница человеческой субъективности. Узнать о своих богатствах можно по отражению в зеркале мировой культуры. Узнать в процессе созерцания произведений искусства по «отклику»: если что-то во мне отозвалось — это моя красота пробудилась. Это МОЯ красота, это я такой — это базовый принцип (описанный у Мамардашвили). Ибо нечему было бы отзываться, ничего бы не отозвалось, если бы во мне этого не было. Это нужно хорошо запомнить, потому что этот принцип очень много дает для понимания себя и обретения ценности себя. Смотрите, например, я думаю: Ах, какой ОН (некий он, например, Чайковский или Моцарт, когда слушаю концерт Моцарта), какой он многогранный и глубокий! Мне никогда такой не стать, ах! — Обнаружение красоты внутреннего мира другого человека — это минут на самооценку, повод обесценить себя. Оказывается, нет. Плюс на самооценку. Потому что если бы мой внутренний мир не был выстроен также, я бы не заметила этой многогранности и тонкости, вообще бы не заметила. И если я смогла это вместить, значит, мой внутренний мир, больше, чем этот концерт, богаче, чем этот концерт.
И теперь мы ходим и обогащаемся: Какой красивый оперный театр! — это моя красота, это во мне живет такое. Ах, какой восхитительный закат — это я такая, способная вместить такое сияние. Ах, какая умная книга — это я такая умная, что смогла это понять. Ходим и обогащаемся: и это я, и это я, и такое есть во мне, и такое.

А вот какое «такое» — это техника
«Список впечатлений, или Источник вдохновения».

Составляем список впечатлений. Это первое задание. Просто список. Клиент неделю занят собственной красотой, его эмоциональный фон уже меняется, и меняется его поведение, а значит и его жизнь.

Следующий шаг — «реализовать впечатление» по Мамардашвили — мы берем каждое впечатление, каждый случай, и исследуем его: чувства, эмоции, ощущения тела, снова эмоции, снова ощущения, пока не поймем, что это за качество себя, что это за красота и сила, которая пробуждается в ответ, зовет и хочет быть реализована.

Следующий шаг — мы думаем, как можно ее реализовать в своей жизни, в своей деятельности. Это вкратце, схематично. Подробнее рассмотрим позже.

Использование творческих ресурсов клиента в консультировании и терапии. Анализ и использование.

Сказка.
Мое любимое задание. Действенное, информативное, а какие таланты открываются! — Красота! Наслаждаюсь.

Пока клиент пишет свою сказку, неделю он ее пишет, он направляет свое внимание на положительные аспекты, он настроен на свою мечту, он окрашивает свою жизнь эмоциональными состояниями, более близкими к его мечте, пока он ее пишет, меняется его эмоциональное состояние, состояние формирует поведение, и так незаметно для него начинает меняться его жизнь. За эту неделю он становится немножечко ближе к своей мечте.

Но задание не только для этого. Он пишет сказку, чтобы узнать себя, свои желания, чтобы открыть для себя свое собственное богатство, чтобы открыть тот ресурс, на который будем опираться, с которым будем работать дальше уже осознанно (на первом этапе жизнь менялась незаметно, а мы помним, что нам нужно воспитать в себе хозяина, это самое главное, потому что сколько бы не
менялась жизнь незаметно для меня, если я не создал это осознанно, оно всегда может уйти также как и пришло, само по себе). То есть, узнать свои ресурсы — это первое, и второе — узнать проблемы, выявить то, что мешает клиенту жить так, как хочется.

Упражнение «Сказка» «из хочу» о самом прекрасном человеке. Запредельная мечта о себе — какой я никогда не стану. Этот человек — достояние человечества, для меня честь быть знакомым с ним, счастье быть другом ему. Сказка «из хочу» должна быть живым существом — не живая — значит фальшивите, врете себе, быть честнее, точнее, чтобы ожила, чтобы влюбиться в эту сказку, чтобы перла, захватила, сияла внутри вас и не давала спать ночью — а для этого нужно быть очень точным относительно своих «хочу». До банальных мелочей, какой он: как говорит, где работает, как выглядит, как одет, что любит, что есть, что пьет, чем увлекается, с кем дружит, где живет, какой у него дом, кот, машина и т.д. и т.п.

Не нужно бояться самых запредельных мечтаний, нужно их узнавать и прописывать — ведь мы помним, что если что-то во мне зажигается — это я такая, это то, что я хочу жить. А больно именно от того, что я это не живу, я до боли тоскую за самым близким и любимым человеком — за собой настоящей.

Поэтому больно. А безысходность чувствуется из-за глупой установки «Это не я, мне никогда такой не стать, мне не дано, я не достойна, каждый сверчок знай свой шесток и т.д». Необходимо сменить установку, и все начнет получаться. Кстати, здесь высыпаются различные формы, личины негативной установки. И мы их подбираем, изучаем, опознаем, а мы знаем «опознан — управляем, то есть опознан — не управляет мною».

Это начало сказки, не обязательно она должна быть закончена за одну неделю, но она должна быть начата.

Второй шаг: создать пространство в ощутимых качествах, назвать-описать качества-ощущения, закрепить для использования по необходимости.

Третий шаг: Посмотреть, что из сказки очень хочется, от души хочется прожить, выписать это и написать проект своей жизни и пошаговый план реализации этого проекта на три месяца, расписать по неделям.

Здесь мы работаем с аутентичностью, развиваем аутентичность, умение слышать себя и быть честными с собой. Мы слушаем отклик. Обязательно. Если отклика нет — это не наше, это обман, фальшь. Если отклика нет, не будет энергии для достижения этой ценности, будет разочарование, потеря времени и энергии жизни, а они не бесконечны — время и энергия. То есть мы идем за
откликом, и так нарабатываем это умение, мы как бы протаптываем дорожку к себе настоящему.

Сказка и впечатления продолжать и наблюдать, что происходит в теле при этих позитивных состояниях. Обращать внимание на негативные состояния, что мешает реализации желаемого, записывать в дневник (принести на занятие, чтобы поделиться и проработать в группе), затем менять на любимое состояние. Пользоваться. Продолжать, нарабатывать умение понимать себя, свое тело,
учиться саморегуляции.

«Принятие своих достоинств».
1-Принятие своей красоты сложнее, чем своих недостатков, но и намного ресурснее — много больше энергии и силы получает человек. Нужно найти то, чего ты стыдишься из своих достоинств. И влюбиться. Если принимаем достоинство, это ресурс, значит, возвращаем себе свою силу (это как у меня есть сундучок с золотом, но я его не трогаю, стыдно). Принятие своих ресурсов сложно из-за социального страха быть не таким как все, не принятым социумом, страх собственной уникальности, блокировка и стыд своей красоты и силы. Переосмыслить и принять свою красоту.
Ургентно можно сделать сейчас, но лучше сейчас начать, чтобы показать, а остальное на домашнее задание на неделю, чтобы он находился неделю в состоянии влюбленности в свои достоинства. Влюбиться: восхищаться, 1 — вспомнить ситуации, когда проявлял это качество и получилось красиво, правильно, описать, КАК это красиво (описывать переживание, остаться в этом переживании — влюбиться), 2-вспомнить, когда видел у других проявление этого, описывать, КАК это красиво, 3-смоделировать, как бы проявил и какая бы красота получилась. Влюбиться.

2-Вернуть доверие к себе. Список ситуаций, когда делала осознанный выбор из сердца, из души, из ХОЧУ, и что из этого получалось. Табличка: выбор — результат — ценность, приобретенное качество.

«Экспресс-метод»

1 — «Впечатление». Прошу вспомнить самое яркое впечатление. Назвать его и постараться почувствовать его сейчас, воссоздать переживание.

2 — «Ощутимое Качество». Прошу описать качества этого переживания, чувства, эмоции. Проверить каждое слово/название на правильность, соответствие. Найти самое точное качество, которое более всего соответствует переживанию, или более всего впечатлило: «да это то, о чем я всегда мечтал». Прошу сконцентрироваться на этом качестве. Полное восприятие — как можно больше информации об этом качестве: «какие ощущения испытывает тело?».Описываем ощущения и выбираем самое важное, то, что приносит наибольшее удовольствие, радость, наиболее «затрагивает». Так находим то самое нужное «ощутимое качество». Прошу сконцентрироваться на этом ощущении.

3 — «Деятельность». И теперь ответить на два вопроса:
1-При какой еще деятельности возникает это ощущение? В какой деятельности появляется это качество, какие действия приводят к его появлению?
2-Что хочется делать в этом состоянии, какой деятельности просит это ощутимое качество, на какие действия вдохновляет?
Ответы на эти вопросы дают те виды деятельности, которые являются местом силы и творчества. Так можно легко найти скрытые способности, таланты человека, что очень поможет в жизни как хобби, дающее жизненную энергию и радость, или как дело, которому стоит обучиться профессионально, и оно может стать делом жизни и источником дохода.

Этот метод можно использовать не только для профориентации, но также и для профилактики и помощи при эмоциональном выгорании, при депрессивных состояниях, для выхода из кризисных и суицидальных состояний, в работе над формированием психологической зрелости и управлением эмоциональными состояниями в системе взаимоотношений.

Упражнение «Экспресс-метод» для группы:
Берем одно качество. Встреча с произведением искусства. Что произошло со мной, что нового появилось во мне. По принципу: если во мне что-то отозвалось — это моя красота пробудилась. Какое качество проснулось во мне. Качество, которое хочет быть прожито. Рассказать не о нем, а из него, рассказать его. С ощущениями, наполниться им. !!!! Не ОБ этом, а ИЗ этого: удерживаться в ощущениях.
Как себя чувствуешь, что новое, необычное? В каком действии, деятельности ты это качество осуществил (когда такое было)? В каком действии, деятельности ты это качество можешь осуществить (что хочется делать в этом качестве, какой деятельности оно просит)?

Учимся живому выражению качеств. Экзистенциальное переживание, включенность в бытие. Набросать в круг слов-качеств, создать круг экзистенции. Какие впечатления от такого круга общения?
Это показатель ресурса и это начало технологии, список впечатлений на домашнее задание, следующий раз продолжим работать с этим списком.

Вначале мы находим свои качества: определяем по принципу «если мне что-то нравится — это мое отозвалось». Находим в мире, в природе, в культуре отзывающиеся, восхищающие качества, по ним определяем качества себя, которые хотят быть прожиты. Далее по качеству находим деятельность, которая дает это качество развернуть, проявить, прожить.

И следующая задача: реализовать это качество в процессе этой деятельности в мире внешнем, чтобы оно не ныло где-то глубоко внутри, а проявилось, засияло и окрасило жизнь.

Упражнения для добычи ресурса. Золотое правило ресурсодобыващих техник: нужны те вопросы, которые заставляют клиента быть честнее с собой,быть ближе к себе истинному, к себе настоящему, ибо это и есть ресурс, там лежит энергия, и сила и знания там.

Упражнение «4 настоящих вопроса»
1.Что есть любимая работа? (для меня лично, что это: объяснение, как это: чувства, ощущения, качества меня, какая я при этом, когда это: когда это случается, когда я делаю что?)
2.Что есть настоящий я? (для меня лично, что это, как это, когда это)
3.Что есть настоящая жизнь? (для меня лично, что это, как это, когда это) Что есть не настоящая.
4.Что есть истинное творчество? (для меня лично, что это, как это, когда это)

Упражнение «Товарищ Сартр»
Сартр: «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет». Как ты это чувствуешь? Только ты сам это можешь почувствовать. Когда ты себя осуществляешь? На сколько процентов? Привести 5 примеров. Выводы, обнаружения.

Творческий кризис
Учитывая высказывание Пикассо: «Вдохновение существует, но оно приходит во время работы», творческий кризис начинается тогда, когда я перестаю работать. Причины этой остановки — социальные страхи, неверие в себя, падшая самооценка, т.е. Пространство неудачника. С ним работаем как со страхами.

Есть два пространства: состояние творческий кризис (когда не пишется), состояние вдохновения (когда пишется), исследовать оба состояния. Чтобы чем-то управлять, нужно это очень хорошо знать. Описываем наиболее подробно, золотое правило: «описан, значит управляем», и то, и другое состояние. Погружаемся в этот объем, чтобы полнее описать, прочувствуем его. Что можно делать с описанным состоянием? Все знают: усилить-уменьшить, зайти внутрь-выйти наружу и посмотреть со стороны, перекрасить, сделать маленьким и заставить танцевать под дурацкую музыку.

Меняем одно на другое как роли. Учиться входить и выходить, как актер из роли. Тогда появляется тот, кто входит, появляется Хозяин. То есть пока я сижу внутри этого состояния, отождествленный с ним «спасите меня, я не могу себя вытащить за волосы из болота», я отождествлен — я и есть это состояние. Как можно бороться с творческим кризисом, если это он, творческий кризис, пришел к вам на прием? Вы должны добыть, вытащить оттуда хозяина этого пространства, а когда появится Хозяин, он сам разберется, вы только дайте ему технику в помощь, упражнения. И он через неделю придет с хорошими результатами.

Итак, управлять: 1-описываем оба состояния, изучаем, чтобы были положены перед нами как инструменты, как роли, 2-меняем, играемся этими ролями, входим — выходим.
А теперь сами эти состояния более подробно. Творческий кризис — что это? Поток вдохновения, когда ты — лишь проводник чего-то большего, чего-то прекрасного, чего-то запредельного — этот поток случается в результате работы, это все знают, не включается потому что не включаю, не делаю. А почему я не включаюсь? Потому что не верю в себя, нет внутреннего позволения быть собой, право себе не дадено быть, быть таким уникальным собой, нет внутренней свободы для творчества. Падшая самооценка. Падшая в пространство неудачника. А там есть не неверие в себя, нет, там вера в то, что все, что я сделаю, будет плохо. Пространство неудачника нам всем хорошо знакомо. Я вообще думаю, что если бы не это состояние в каждом из нас — все люди были бы ярким, талантливыми, реализованными и безумно прекрасными и счастливыми.

Но у людей творческих, у которых эта уникальность более выражена с детства, комплекс намного больше, комплекс изгоя: обнаружение, что не такой как все не воспринимается, как +, как дар, как ресурс, а как проклятье, наказание, не такой — изгой, наверное это вставлено в процессе формирования личности «стань таким как мы — выживешь с нами, без Нас пропадешь», социальный прессинг изнутри «стань таким как все». То есть уникальность как единственная возможность создать еще не созданное, как базовый ресурс не используется, а тщательно прячется, скрывается от самого себя.
То есть человек в творческом кризисе 1-утратил доверие к себе и залез в хорошо знакомое состояние неудачника. И 2-нет энергии, нет жизненной силы, той силы, которую дает собственное творчество, потому что колоссальный энергетический ресурс — это моя уникальность, мое субъективное пространство. А оно закрыто. обесценивание собственной уникальности в процессе социализации, поэтому самый эффективный метод добычи энергоресурса «принятие своей красоты».