Лана. «Язык ощущений»
Лана. Светлана. Свет-лана. Действительно очень светлая женщина. И очень красивая. Красивая той особенной красотой, которая не проходит с годами, в которой светит внутреннее благородство души. Эта женщина восхищает меня. У нее есть все: ясный аналитический ум, тонкое чувство такта, чуткость и исключительная человечность.
Но что-то не так. Напряженно согнутые плечи, как будто она хочет казаться еще меньше. И взгляд… Не веселый. Тревожный и немного заискивающий. А еще в глазах какая-то тихая обреченность. И пустота.
Удивительно, как люди, обладающие восхитительной красотой, могут не иметь к этой красоте никакого отношения. Как Лана. Она прекрасна. Но что-то мешает ей увидеть, как она прекрасна, мешает жить с собой в ладу и распоряжаться всеми теми богатствами, которыми она наделена.
Я рада, что она пришла сегодня. Сегодня у меня есть для нее новый метод.
***
Я назвала его «Язык ощущений». Суть метода состоит в том, чтобы перевести проблему на язык тактильных ощущений тела. Этот метод, во-первых, облегчает доступ к причинам проблем, даже не облегчает, а открывает доступ к пониманию причин, распаковывает весь объем проблемы. Во-вторых, с помощью тактильных ощущений, на уровне осязания получается менять качество своей жизни напрямую. А когда меняется качество, затем меняется и содержание. И так вырабатывается активная позиция в отношении собственной жизни. И в-третьих, такая практика формирует привычку осознавать ощущения, идущие от собственного тела, и таким образом ощущать живую ткань реальности: осознанно и по собственному выбору быть включенным в жизнь, в непосредственное переживание собственного присутствия и полноты Бытия.
Вначале находим, подбираем образ для того, с чем хотим работать. Это может быть нечто прекрасное, что приводит в восхищение, что нужно обрести для себя. Или нечто, что мешает, от чего нужно избавиться.
Дальше нужно описать этот образ, отвечая на вопрос «какой?». Какие переживания составляют, наполняют этот образ, какие качества, эмоции. Много описываем и осознаем. Затем выбираем из этих многих названий качеств самое точное и с ним работаем.
«Переводим на язык тактильных ощущений». Какие ощущения в теле вызывает это качество? Описываем ощущения. Расширяем объем, узнаем больше, дополняем. (Осязаемое качество ассоциативно связано с еще какими-то чувствами, эмоциями, понятиями, ситуациями. Осознав тактильное ощущение, мы можем увидеть и понять, что еще с этим связано, таким образом «распаковывается» больший объем. Мы можем увидеть что-то, чего раньше видеть не хотели. Мы как бы подходим к проблеме «с тыла», откуда она не ждет, и она легко открывается нашему пониманию.) Перевести на язык тактильных ощущений, значит, ответить на вопрос: что ощущает тело, что происходит в теле, как тело чувствует эту эмоцию, это качество?
Положительные образы я использую во-первых, для того, чтобы найти то, что хочется реализовать, и во-вторых, для избавления от чего-либо, что мешает жить. Чтобы нечто убрать, нужно чем-то его заменить. Для этого мне нужно заранее иметь «под рукой», заготовить «положительные ощущения», которые я должна буду поместить вместо «негативных». Тогда и качество жизни меняется, и эти образования перестают влиять на настроение и поведение, то есть перестают портить жизнь. Они становятся другими по качеству. И, соответственно, жизнь становится другой по качеству.
Язык тактильных ощущений мне представляется базовым, как бы фундаментом, на котором держится весь чувственно-смысловой объем проблемы. Поэтому, если изменить тактильные ощущения, изменится качественно весь этот объем. Проще говоря, «программы» базируются на ощущениях тела, они как будто «прописаны» на языке тактильных ощущений в нашей плоти, в нашем теле. И если поменять ощущения — отключается программа!
***
Все это я рассказываю Лане, и она заражается моим энтузиазмом.
Лана: — Как раз сегодня я приготовила для работы свою проблему, которая, как мне кажется, и есть тот камень, об который я спотыкаюсь всю жизнь — улыбается застенчиво — Вы просили выбрать то, от чего хочу избавиться. Я принесла.
Проблема: состояние обреченности на неудачу, которое я обнаружила как фоновое качество своей жизни! Любая активность, любое начинание блокируется: ничего у меня не получится, все лучшее в жизни — не для меня. Пессимизм и непоколебимая убежденность в своей обреченности на пожизненную роль пассивной жертвы. Я четко осознаю раздирающее душу противоречивое стремление: действовать, играть одну из ГЛАВНЫХ РОЛЕЙ в МОЕЙ пьесе жизни, а с другой стороны — пассивно замереть, спрятаться от Мира из страха быть освистанной, из страха провала, страха предстать перед судом публики и обнаружить собственную неполноценность. Не хочу, надоело быть такой инфантильной, но не знаю, как это изменить.
Я: — Очень здорово, что Вы увидели этот фон. Теперь есть с чем работать: «опознан — значит, управляем». Итак, опознали, теперь будем учиться управлять.
А сейчас найдите образ человека (женщины), который Вас искренне восхищает.
Лана (надолго задумавшись): — Да, есть одна советская актриса, которая всегда меня восхищала. Только я не понимаю, зачем работать с этим образом, какое отношение я имею к таким людям?
Я: — Расскажите о ней. Какие черты ее характера Вас восхищают?
Лана: — Благородство, мудрость, одаренность, красота, доброта, изящество, нежность, внутренняя культура, внутренняя свобода, уверенность любимой дочери, яркая артистичность, глубина. Она — художник, богатая творческая натура. Очаровывает ее жизнелюбие, активность, интерес к собственному внутреннему миру и к миру людей. Она как будто исследовательница мира. И, конечно, ее утонченность, обаяние, элегантность.
Я: — Какое качество из выше перечисленных самое ценное для вас, больше других привлекает, ярче других отзывается?
Лана: — «Жизнелюбие». Для меня это радость жизни как реальный постоянный светлый фон. Что он в себя включает? В нем есть веселый смех. И нежность. Душевное тепло и доброта, доброжелательность. Активность и общительность, щедрость и заботливость. И мудрость.
Теперь понимаю: эта актриса была моим кумиром многие годы, и ее черты характера, а более всего жизнелюбие — это действительно то, что я хочу иметь, какой я хочу быть, но я бы никогда себе в этом не призналась, я даже в мечтах это качество жизни не занесла бы в «свой список», а оно, как теперь я вижу, самое главное для меня.
Я: — Попробуйте почувствовать себя наполненной этим качеством и ответить на вопрос: что при этом чувствует тело? Какие тактильные ощущения тела Вы могли бы опознать как «жизнелюбие»?
Лана: — Приятная расслабленность, тепло и сила. А еще опора: стержень, который дает уверенность. Тепло и легкость, как будто веселые легкие приятные искорки, как пузырьки шампанского внутри тела. Тело послушное, легкое, подвижное. Внутри свежесть, свобода, легкость.
Я: — Что (по ощущениям) стоит между Вами и «жизнелюбием»?
Лана: — Тяжесть. Тяжелая бесформенная глыба. Опущены руки, опущены плечи. Опущены глаза. Ее зовут Марфуша. Крепостная крестьянка — несчастное, запуганное и забитое существо.
(Прошлая жизнь? Для тех, кто верит в прошлые жизни. А верю ли я? — Не знаю. Но это не важно. Сейчас то, во что верю я сама, важно меньше всего. Сейчас я должна быть с ней. И я безумно рада, что появился этот образ, он цельный, у него есть имя! А имя — это ключ.)
Я: — Опишите ее.
Лана: — Нелюбимая, ненужная, заброшенная. Босоногая. Ощущаю физическую слабость до бессилия, скованность, неподвижность — до ступора, до паралича; она будто парализована, будто парализованы все ее желания и самостоятельные движения души. Руки шершавые, грубые, пальцы тяжелые, ноги тяжелые, суставы припухшие. Грубая рваная одежда. Холод. И немота. Нет голоса. Вместо голоса — глухой скрип. Такое убожество не имеет права говорить. Лицо горит, в висках стучит стыд от собственного ничтожества. Ничтожество. Уничтожение права быть.
Я: — Кто дает это право быть и кто отнимает?
Лана: — Озарение!: «Правом быть наделил меня создатель, я это знаю, это искренне. А отнять — я сама: только с моего внутреннего согласия я могу ощутить себя ничтожеством. У меня есть священное право выбора, свободная воля: ощущать себя ничтожеством или Собой».
Я: — Что значит «быть Собой»?
Лана: — Быть Собой, значит быть Человеком. В теле это ощущается как то, что описывала раньше о жизнелюбии, это действительно то самое заветное и желанное состояние: светлая радость, приятная расслабленность, тепло, сила, потенциальная энергия, опора, тело послушное, легкое и подвижное. Озарение!: «Но ведь никто не мешает мне находиться в этом состоянии, ощущать ЭТО в своем теле, это ведь мое тело! Я могу смоделировать любое состояние, любые ощущения. Я сейчас совершенно счастлива, ведь это то, о чем я всегда мечтала — и я сейчас это сделала сама и без усилий. Кроме того я вижу, что в этом состоянии нет обреченности на провал, в таком состоянии я легко смогу сделать все то, что хотела бы, у меня все получится!»
Комментарий о проделанной работе.
Я: — Подведите итог сегодняшней встрече: что Вы узнали, что получили, что изменилось в Вас, как Вы сейчас себя чувствуете?
Лана: — Потрясло больше всего приближение к образам, которые казались очень далекими, а когда мы вышли на «жизнелюбие», оно оказалось доступным на уровне протянутой руки, его можно легко менять.
«Марфуша» нашлась, которая и была препятствием любому начинанию, останавливала, но я о ней не знала, мне в голову не могло прийти, что во мне сидит такое запуганное рабское существо. Это важное открытие! — Найти в себе раба, который боится любой самостоятельной реализации и стремится быть ведомым, послушно ведомым. Такой послушный, именно рабский инфантилизм — это то качество, от которого я давно мечтала избавиться, но не знала, что это и как это сделать.
Теперь повысилась «технологическая вооруженность»: я знаю, что делать, чтобы справиться со своими проблемами. Удерживаться в желаемом качестве себя. И, когда включится фон рабской обреченности, просто убрать его, заменив ощущения в теле. Я смогу. Это не трудно, это удовольствие. Появилась не просто надежда, а реальная возможность жить так, как хочется.
Новое для меня: принцип управлять ощущениями в теле. Хочется действовать, пробовать применять. В теле теперь ощущение притока энергии, ощущение мощи и силы, наполненность, плотность.
А еще я нашла более точное название этому состоянию (жизнелюбию): «детская радость» — без видимой причины, по факту попадания и пребывания в этом мире… Оно восхитительное.
***
Через месяц Лана прислала мне короткий отчет:
«Действительно изменился фон, изменилась жизнь и изменилась я! Появилась смелость делать все то, что раньше было недоступной сказкой. Я делаю, и неожиданно получается! Это удивляет. И радует. Я чувствую себя волшебницей, которой вдруг стал помогать мир (или Бог). Как бы извне стали как-то приходить в концентрированном виде мысли, образы, решения тех проблем, которые именно сейчас очень важны для меня. Жить стало безумно интересно! И я чувствую, что моя НАСТОЯЩАЯ жизнь только начинается».
Виктория Балыкина