«Моя терапия». Книга

Качественная аутентичность

Речь пойдет о колоссальном ресурсе человека, о нашем внутреннем мире, откуда можно черпать знания о себе и силы «ЧТО я хочу и КАК это сделать», и о «качественной аутентичности», так как это естественный, самый простой и самый быстрый способ получения этих знаний и сил.

Цель проста: помочь человеку понять/узнать, что он хочет жить и помочь научиться создавать это для себя. Чтобы быть счастливым. Ведь человек счастлив тогда, когда он живет то, что он хочет.

Основные задачи:
1. Знать, ЧТО хочу. Это значит научиться понимать себя, свой внутренний мир, понимать свои истинные желания, уметь отличать собственное от наносного, слышать себя и делать выбор соответственно своей внутренней природе.
2. Знать, КАК, из чего, уметь находить в себе ресурсы для реализации своих желаний.
3. Научиться ДЕЛАТЬ, создавать свою жизнь. Для этого нужно выработать активную творческую жизненную позицию.

Качественная аутентичность как условие формирования способности быть автором себя и своей жизни — проще говоря, когда я умею определять КАЧЕСТВО того, что я хочу прожить, тогда мне легко обнаружить, ЧТО я хочу, тогда появляется КАК, появляются ресурсы, и тогда ДЕЛАЕТСЯ радостно и с удовольствием. Делать то, что соответствует мне истинному, легко: это ХОЧЕТСЯ делать. Это приводит к творческой реализации и ощущению полноты жизни. Стать автором себя и своей жизни значит, прежде всего, проснуться для себя и узнать себя настоящего и свои настоящие желания. Каждый человек изначально творец, каждый бесконечно талантлив, нужно только добраться до той глубины себя, где живут таланты. И тогда человек реализуется, это очень красиво, это уникально, а, следовательно, ценно. То есть человек, живущий из этой глубины себя, проявляет для себя себя настоящего — получает наслаждение уже от самого этого процесса, кроме этого он получает за это вознаграждение от социума в виде денег, славы, уважения — вот она, реализация, что еще нужно для счастья? Создавать СВОЮ жизнь, ту жизнь, которая будет нравиться, потому что будет соответствовать мне истинному. В такую жизнь захочется быть включенным. С радостью, с восторгом, с любовью.

Аутентичность (греч. authentikys — подлинный) — подлинность, идентичность заявленному. Понятие, разработанное в гуманистической психологии и психотерапии и отражающее одну из важнейших интегративных характеристик личности. Наряду со способностью к безусловному принятию и эмпатии А. является обязательной составляющей эффективного человеческого общения. В традициях гуманистической психологии А. характеризует также некую идеальную личность, в противоположность невротической личности. На пути к А. осуществляется личностный рост. В гештальт-терапии аутентичности предшествуют этапы осознавания относительности социальных норм, неэффективности поведенческих шаблонов, утверждения собственной ценности, таким образом А. — это выстраданная в борьбе с самим собой свобода в принятии своих уникальных особенностей и неповторимой стратегии построения собственной жизни (Википедия).

Альфрид Ленгле, экзистенциальная концепция аутентичности: основой полноценной жизни (или «исполненной экзистенции» в терминах Лэнгле) в данной теории признается «подлинная встреча, т.е. открытый диалог человека с самим собой и с миром, где «диалог» означает устойчивое взаимодействие внешнего и внутреннего, непрерывное чередование процессов принятия, присвоения объекта и открытости, отдачи человеком самого себя вовне«.

Качественная аутентичность. «Качество» здесь — это отражение совокупности существенных признаков, особенностей и свойств, выражающее сущность целого, его определенность, отличие от других. Отвечает на вопрос «какой?» (Толковый словарь). Это некая определенность, некое свойство целого, которое воспринимается нами на уровне эмоционально-чувственном, поэтому воспринимается мгновенно, сразу. «Качественная аутентичность» таким образом — это соответствие своей жизни внешней себе подлинному, себе истинному, соответствие по качеству, то есть на уровне целостного, эмоционально-чувственного восприятия. И это проявление качеств себя подлинного во внешней жизни.

Экзистенция — «жизнь во всей ее полноте» и «заявление о существовании как способности быть осознанным» (фр.), в английском варианте «состояние бытия, пребывания человеком или появление, возникновение этого состояния» (Новейший философский словарь). Ролло Мей: корень слова «экзистенция» (ex-sistere) означает выделяться, возникать, появляться. Экзистенция как возникновение Человека осознанного, человека живого, появление Субъекта и включенность живого субъекта в живую ткань реальности.

Включенность возможна более всего тогда, когда мне моя жизнь нравится. Но когда в жизни все не мое, легче от нее отстраниться, чем включаться в нее.

Почему «не мое»: мы живем прежде всего ценностями, встроенными, навязанными нам в процессе социализации. Ибо человек — существо социальное и он должен для собственного выживания стать частью социума, то есть усвоить его механизмы жизни, ценности, цели, «само собой разумеющиеся» нормы. И теперь выживать мы более-менее умеем, адаптироваться смогли. А дальше хочется чего-то своего, чего-то настоящего. Аутентичности хочется. Экзистенции хочется.

Основные положения

«Познание своего понятия принадлежит самой природе духа. … побуждающий к самопознанию бог есть не что иное, как собственный абсолютный закон духа. Всякая деятельность духа есть только постижение им самого себя, и цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя. Понимающее познание духа в его абсолютной бесконечности.» (Гегель)

Мир субъективный и мир объективный.

«У любого человека есть сокровенная внутренняя жизнь как дар детства, дар тех лет, когда каждый из нас сопереживал новому миру с широко открытыми глазами. Но и потом всякий человек несет в своей душе сквозь годы будничных забот и великих дел свой тайный внутренний огонь: иногда он еле теплится, но может и ярко гореть в самой кромешной тьме, и бушевать пожарами.
В знакомстве с собственной душой необходимо задействовать разные грани человеческой жизни и самого человека: это и интеллект, который поддержит и упорядочит стихию душевных порывов; и культура, которая раскроет сокровищницу внутренних со-переживаний; и частная жизнь, преображенная в пространство самореализации.
Знакомство с собственной душой отменяет противоборство бытия и быта, внешнего и внутреннего, человека и человечества – раскрывая возможность соединить их, не смешивая, в конкретной индивидуальной жизни.
» Калинаускас И.Н.

Внутренний мир человека — субъективное пространство — так же бесконечен, как и мир внешний. Бесконечен, многогранен, восхитительно богат и уникален. Каждого человека. (Ибо формируется из резонансных переживаний с миром, эмоционально-чувственного восприятия человеком-субъектом, человеком как целым мира как целого. Ребенок целостен в своем восприятии, открыт миру и воспринимает мир весь сразу, не оценивая и не отделяя. И уникален внутренний мир потому, что нет и не может быть двух совершенно одинаковых условий формирования). Мое субъективное пространство — это мир, где живет моя душа, моя вера, моя любовь, моя истина, мое творчество, мои впечатления, мои радости и печали, это, по сути, дом моей души. Но не только! Субъективная вселенная — это то пространство, где я как субъект могу встречаться с другим субъектом. Могу и встречаюсь. Постоянно. Нужно только это замечать. И каждая такая встреча что-то новое открывает для меня в моем мире. Нечто новое, что всегда было во мне, но было не познано. Знакомый неузнанный. А теперь проявлено для меня. Но это нечто является частью другого субъекта, того, кто со мной этим поделился, показал, открыл. То есть это нечто всегда во мне было, но было неявлено, а он, другой, смог проявить, и я увидела это, узнала. В себе. И вот вопрос: узнала ли я «свое» или другого? Или Духа, Мира как субъекта, Бога? Иду ли я «к себе» или «к Богу»? Где граница, где разница между «мое» — «не мое» в субъективном пространстве? Мне представляется — ее нет, границы нет, нет разницы. Это общее пространство. Здесь живет не только моя душа, но и другие души тоже. Мое субъективное пространство — это зеркало душ человеческих, зеркало Мировой Души. Это и моя душа и Душа Мира одновременно. И чем больше красоты я открываю, вижу в себе, тем больше ее в мире, и наоборот — чем больше в мире красоты я вижу, тем красивее становлюсь сама.

«Величие Духа есть очень глубоко во мне» — говорит Ленгле, и «Парадокс Бога, о котором говорил Франкл: Господь одновременно в абсолютной трансценденции и в абсолютной интимности, и в бесконечной дали, и в самой интимной близости ко мне». И через свое внутреннее, субъективное я могу встретиться и с другой душой, и с Богом. «Ты — храм Божий; не ищи же другие места» — Свт. Иоанн Златоуст. Лэнгле: «Человек внутри себя имеет необъятную глубину. Об этом мы можем говорить с благоговением. И когда я соотношусь с этой глубиной — в этом и есть аутентичность человека. И через эту глубину мы встречаем друг друга».

Это о внутреннем мире. Далее у нас есть объективный мир, прекрасный, удивительный и разнообразный, где, кроме всего прочего, проявлено, материализовано то, что мы смогли познать в себе и проявить, и насколько точно смогли проявить. Но мир объективный состоит уже не только из моих проявленностей, но и из проявленностей других субъектов. Он тоже общий для нас, и он тоже бесконечен. Но мои проявления в мире материальном оформлены, имеют форму. А, значит, отграничены, отделены. Мы в объективном мире разделены. Тогда нам нужно уметь как-то связываться, уметь договариваться.

Взрослея, мы усваиваем правила общежития в социуме, без этого мы не смогли бы выжить, человек — существо социальное, ему это необходимо. Мы усваиваем, впитываем внешние ценности и цели, правила и нормы поведения, которые превращаются в механизмы жизни, жизни среди себе подобных. Ибо две уникальности договориться не смогут, пока нет общего языка. Но, впитав механизмы, в объективном мире я начинаю функционировать как объект, как вещь, как механизм. Не включая самосознания: «Родился, жил и умер, не приходя в сознание» — как говорит Жванецкий. И вот тогда я теряю себя, и тогда начинаются проблемы. Получается, нельзя жить только в объективном мире, или только в субъективном — начинаются проблемы. Нужно: первое — Быть, осознанно быть и второе — иметь жизнь в обоих мирах.

Итак, у человека есть две реальности, два мира: субъективный и объективный. Они равноправны, равнозначны и равноценны. И они должны быть равнопредставлены человеку. Тогда у человека все шикарно в жизни. В субъективной — душа, любовь, истина, творчество, вдохновение, энергия. В объективной — разворот и проявленность внутренней красоты, реализация, реальное проживание желаемого — наслаждение и наполненность, плюс знание механизмов жизни, адаптация в социуме, комфортная жизнь, удовлетворение, и еще — субъективность другого!

Нужен баланс, гармония внешнего и внутреннего, нужно соответствие, аутентичность. Хорошо сказал Абу Силг: «Человек как птица о двух крылах, где одно крыло — субъективная реальность человека, другое — объективная, а «Я» — посредине, сам человек, Субъект».

Отсутствие баланса и аутентичности порождает внутренний конфликт (на одном крыле летать не получится). Конфликт начинается тогда, когда человек забывает себя, теряет себя. Жизнь не моя, пуста и механистична. Бездушна и бессмысленна. Когда я не знаю, чего хочу, не могу понять, найти, в сознании только внешние ценности, а жизнь не удовлетворяет, кажется пустой и бессмысленной, не моей. Проблема поставлена: экзистенциальный кризис. Решение этой проблемы я предлагаю с помощью «качественной аутентичности».

Почему качественная аутентичность является условием формирования способности быть автором себя и своей жизни.

1. Есть мотивация, есть энергия. Аутентичное качество включает неисчерпаемый и мощнейший внутренний ресурс «хочу», мотивацию, энтузиазм. Сам процесс наполняет жизнь энергией и смыслом, этого хочется добиваться. За этим я пойду на край света, горы сверну. И буду учиться этому с удовольствием. Кроме того, качество включает внутренние ресурсы и меняет настрой с негатива на позитив, появляется уверенность. Качество не только включает мотивацию, но и подкрепляет мотивацию, потому что заметно меняет жизнь.

2. Осознанный выбор. Опираясь на качество, я безошибочно и сразу знаю, оно это или нет, надо мне это или нет, я сразу знаю, что мне надо!, то есть это тест «отзывается — не отзывается, мое — не мое», таким образом формируется навык выбирать свое, соответственно своей внутренней природе, своей внутренней истине. Дальше в процессе такой деятельности формируется самостоятельность, свобода выбора, ответственность, психологическая зрелость, внутренняя опора, которая дает стабильную самооценку. Ориентир на себя — это и есть формирование себя. Но самое важное здесь то, что в процессе такого самоформирования я узнаю себя и обретаю себя. Кроме того, это очень сильно открывает творческие способности, что приводит в итоге к самореализации. Я получаю навык быть творцом, автором. Всего, за что берусь. От украшений и нарядов, устройства квартиры, стихов и песен, до создания для себя своей любимой работы, и до собственно себя и своей жизни. И в этом есть прекрасный меркантильный интерес: когда я делаю свою работу с радостью, с любовью и довожу до идеала — я постепенно становлюсь уникальным профессионалом в своем деле, за что получаю удовольствие, самоуважение, достойную оплату и уважение других — все что нужно для комфортного существования в социуме.

3. Самосознание включается, появляется Субъект (человеку, который функционирует в социуме на его механизмах, осознавать себя не нужно). Чтобы открыть для себя свою субъективность, должен быть тот, кто открывает — Субъект.

4. Самостоятельность полная. Человек только сам может почувствовать качества. Психологи, педагоги, наставники могут предлагать варианты, рисовать схемы, направлять, родители могут сколько угодно говорить «я лучше знаю что тебе нужно», но почувствовать качества человек может только сам. Как и сделать выбор, принять решение, осознать выбор, отвечать за решение, понять урок и получить опыт, получить наслаждение от правильного выбора — только сам! Так формируется Субъект, Автор. Автор себя: каким я хочу быть, автор собственной жизни: какую жизнь я хочу жить. И когда он делает все это осознанно, то есть понимает, что это он, это его внутренний мир, его выбор самовыражения, его жизнь, которая станет тем, чем он ее наполнит, когда понимает, что только он один может знать, чего он хочет и как это сделать, и никто другой не сделает за него, тогда он формируется как Субъект. Субъект, который управляет процессами своей внешней и внутренней жизни. Управляет осознанно и с наслаждением творит себя и свою жизнь.

5. Потрясающее наслаждение Быть Живым. Счастье включенности, так как истинно мои качества дают мне возможность быть включенной в живую ткань реальности, быть живой и чувствовать себя живой.

Практика

Практические приемы основаны на использовании качественного восприятия.

Как обнаружить содержание своего субъективного пространства? Я знаю два пути.

Первый: углубиться в это пространство через предельную искренность с собой, научиться слышать себя и различать «мое — не мое», отличать точно соответствующее моей истине от наносного, привнесенного, надуманного. Внимание к своему внутреннему миру и проявление его уникальности. Слушать себя и находить точное соответствие. Назовем это «встреча с собой в себе». Внимание к живому в себе.

Второй: через субъективность другого. Внимание к миру внешнему. «Культура, искусство — это проявления человеческой субъективности, и это сокровищница человеческой субъективности» (Игорь Калинаускас «Беседы о культуре»). Смотрю, что восхищает и слушаю себя, какие качества меня просыпаются в ответ. Что я не могу в себе обнаружить, возможно, уже давно обнаружено в себе кем-то другим, обнаружено и проявлено в произведениях искусства. Мерло-Понти: «Искусство — это не отражение истины, это осуществление истины». Кто-то это уже осуществил, мне остается только эмоционально присоединиться к произведению искусства, открыться и присоединиться, срезонировать с душой автора. Те качества, которые отзовутся, откликнутся — это мои качества, которые хотят быть прожиты. Слышать другого и находить отклик в себе. Назовем это «встреча с собой через другого». Кроме того, через сопереживание, резонанс с переживанием другого человека: впустить человека в свою душу вместе с его переживанием, впустить и позволить себе пережить то же самое. «Встреча с другим через себя». Внимание к живому в другом: в другом человеке, в человечестве, в мире.

«Качественное восприятие». Когда восприятие расширенно — сознание, эмоционально-чувственная сфера и опыт тела, сенсорные данные — тогда происходит целостная включенность, и тогда можно получить наибольший объем информации. Посему качества определяем не только на уровне понимания и эмоций, но и на уровне тактильной перцепции: что ощущает тело.

Термин «ощутимое качество» у Мерло-Понти. «Восприятие — имеющийся в нашем распоряжении доступ к истине. Не бывает ни одного «духовного» акта, который не был бы основан на телесной инфраструктуре. Экстероцептивность требует оформления стимулов, тело наполняется осознанием тела. Осознанный опыт тела. «Ощутимое качество» — не результаты фактической ситуации вне организма, а способ, каким организм идет навстречу возбуждениям, характер его отношения к ним, «психическое событие». Тело — не объект мира, но средство нашего с ним сообщения. Но вновь обретая таким образом контакт с телом и с миром, мы обретем и самих себя.». «Человеческая телесность лежит в основе процессов восприятия и постижения реальности. Чувственно-смысловая целостность субъективности базируется на тактильной перцепции», поэтому «ощущаемое качество» есть та основа, на которую направлено внимание в моей работе, и воздействие на которую дает реальный эффект. Проще говоря, «программы» базируются в теле, они как будто «прописаны» на языке ощущений в нашей плоти. И если поменять ощущения в теле — отключается программа!

Итак, ищем аутентичное «ощутимое качество».

Что такое «качество себя»? И как его узнать? Какое качество себя я хочу жить? Ведь когда я хочу, чтобы в моей спальне висела Мона Лиза, чего я хочу на самом деле? (исключая показуху) — Я хочу сохранить, продолжить чувствовать, ощущать, проживать то качество себя, которое вызывает во мне эта картина! Или спальня с видом на море — ведь не моря я хочу в своей спальне, я хочу, просыпаясь, чувствовать этот простор, величие, умиротворение. (Можно сделать проще: воссоздать, сгенерировать это ощущаемое качество себя и стараться его осознанно удерживать, в нем пребывать).

Когда встречается соответствующее качество — это сопровождается радостью. Это как попасть в резонанс, струна запела — вот оно! Отозвалось. У Лэнгле «затронутость». Это затрагивает меня до глубины души — все мое естество оказывается «затронутым». И прибавка сил, подъем энергии, восторг, вдохновение — люди по-разному называют. Но это всегда радость. Тогда можно сказать, что нужно идти за радостью. Так и жизнь станет в радость, как побочный эффект)). Кстати, еще один побочный эффект — это молодость. Человек, который живет СВОЮ жизнь, живет с творческим энтузиазмом, такой человек и выглядит моложе и болеет реже — видимо, творческая энергия не только радует душу, но и оздоравливает тело. Николай Бердяев говорит: «Подлинное творчество есть теургия, богодейство, совместное с Богом действие. … Творчеством может быть названо лишь то, что порождено самобытной субстанцией, обладающей мощью прироста мощи в мире. То, что порождено извне, что создается перераспределением субстанции, не есть творчество. … Мир, не сотворенный, не знавший творческого акта прибыли и прироста бытийственной мощи, не знал бы ничего о творчестве и не был бы способен к творчеству». Творчество по Бердяеву обладает «мощью прироста мощи в мире» — это и есть та жизненная энергия, та целительная сила, которая заложена в нас как наш собственный неисчерпаемый ресурс, нужно только научиться им пользоваться.

Вначале мы находим свои КАЧЕСТВА: определяем по принципу «если мне что-то нравится — это мое отозвалось». Находим в мире, в природе, в культуре отзывающиеся, восхищающие качества, по ним определяем качества себя, которые хотят быть прожиты. Далее по качеству находим ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, которая дает это качество развернуть, проявить, прожить. И следующая задача: РЕАЛИЗОВАТЬ это качество в процессе этой деятельности в мире внешнем, чтобы оно не ныло где-то глубоко внутри, а проявилось, засияло и окрасило жизнь.

Примеры практических приемов

«Экспресс-метод».

1. «Впечатление». Прошу вспомнить самое яркое впечатление. Назвать его и постараться почувствовать его сейчас, воссоздать переживание.
2. «Ощутимое качество». Прошу описать качества этого переживания, чувства, эмоции. Проверить каждое слово/название на правильность, соответствие. Найти самое точное качество, которое более всего соответствует переживанию, или более всего впечатлило: «да это то, о чем я всегда мечтал». Прошу сконцентрироваться на этом качестве. Полное восприятие — как можно больше информации об этом качестве: «какие ощущения испытывает тело?». Описываем ощущения и выбираем самое важное, то, что приносит наибольшее удовольствие, радость, наиболее «затрагивает». Так находим то самое нужное «ощутимое качество». Прошу сконцентрироваться на этом ощущении.
3. «Деятельность». И теперь ответить на два вопроса: 1-При какой еще деятельности возникает это ощущение? В какой деятельности появляется это качество, какие действия приводят к его появлению? 2-Что хочется делать в этом состоянии, какой деятельности просит это ощущение/качество, на какие действия вдохновляет?

Ответы на эти вопросы дают те виды деятельности, которые являются местом силы и творчества. Так можно легко найти скрытые способности, таланты человека, что очень поможет в жизни как хобби, дающее жизненную энергию и радость, или как дело, которому стоит обучиться профессионально, и оно может стать делом жизни и источником дохода.

Этот метод можно использовать не только для профориентации, но также и для профилактики и помощи при эмоциональном выгорании, при депрессивных состояниях, для выхода из кризисных и суицидальных состояний, в работе над формированием психологической зрелости и управлением эмоциональными состояниями в системе взаимоотношений.

Пример «Фотография».
Клиент, 29 лет. Надоела любимая работа. Раньше это было творчество, увлекало, восхищало, наполняло, был смысл, были цели, была радость, энтузиазм, энергия, мог заниматься этим сутками и был счастлив. Сейчас творческой части мало, в основном рутинная работа. Со временем работа перестала приносить радость, но бросить ее нельзя — это стабильный доход. Начал ненавидеть работу и себя. Стал нервным, злобным, мрачным. И мало эффективным в работе — падают доходы. Появился страх будущего и чувство вины.
1. Прошу вспомнить самое яркое впечатление. — Храм Саграда Фамилия.
2. Что ты чувствуешь при этом, какие эмоции? — Восхищение. Восторг. Полет. Величие Человека.
Ощущения тела? — Внутренний трепет. Сердце замирает от восторга. Тело как будто поднимается и парит вместе с этим храмом. Я как будто расширяюсь, я ощущаю объем Мироздания. Величие Человеческой Души заполняет объем мироздания! В теле легкость и трепет восторга внутри. И какая-то свежесть, как маленькие искорки, свежие, новые, радостные. Тело сияет какой-то новой жизнью. Вот! — Я чувствую себя живым! Это самое главное качество, самое важное и дорогое для меня.
3. Когда раньше ты чувствовал себя живым? — Когда занимался любимым делом. Еще когда фотографировал.
— Находясь в этом качестве, что хочется делать, чего просит это качество, на что вдохновляет? — Фотографировать. Портреты людей. Лица. Величие Человека в каждом лице. Это вызывает, даже мысли об этом вызывают тот же радостный трепет меня Живого. Видимо, Гауди так же чувствовал себя живым, когда ваял Саграду Фамилию. Или ваял для того, чтобы так себя чувствовать.
— Что еще хочется делать в этом качестве? — Моя основная работа. Я продолжаю любить ее и получать кайф, когда в ней есть творчество, когда есть что-то новое. Видимо, мне просто нужно немного изменить форму работы, отдать рутинную часть помощникам, нанять ее работников, чтобы заниматься только решением неординарных задач, тогда вернется радость от работы. Еще путешествовать хочется. Чтобы еще встречать Такие произведения искусства и получать Такие впечатления. И купить хороший аппарат.

Клиент купил фотоаппарат и занялся фотографией, вернул себе интерес к жизни и хорошее расположение духа, а через три месяца его доход на основной работе (не имеющей отношения к фотографии) увеличился в полтора раза.

Качественная аутентичность как фон

Находиться в желаемом качестве, просто находиться — результат будет удивительным!

Когда я удерживаю желаемое качество фоном, происходят чудеса. И никакой мистики — чудесами они видятся со стороны — просто я меняюсь я сама, и люди реагируют на меня по-другому, соответственно мне новой, и, кроме того, теперь, в новом качестве я вижу больше возможностей для себя, открываю больше собственных ресурсов и более грамотно распоряжаюсь этими ресурсами.

Удерживая фон, не просто обнаружили деятельность и делаем, но «как» делаем: постоянно удерживая выбранный фон. Каждое действие должно соответствовать по качеству. И тогда этот фон проявляется, проливается в реальную жизнь, оформляется в объекты, ситуации, события, и проявленный, он подтверждает мне меня, ценность меня, утверждает меня — создает внутреннюю опору, отражает мою суть и радует меня несказанно, дает энергию жизни, здоровую омолаживающую силу. Находясь в этом фоне я вижу, что нужно сделать, я вижу места правильного приложения сил, точки бифуркации, и со временем я начинаю видеть сцепления событий, приведшее или могущее привести к желаемому, я начинаю видеть внутренние причины этих сцеплений событий — я учусь грамотно управлять своим внутренним пространством, чтобы создать во внешней жизни нужные события, я становлюсь хозяйкой, автором. Себя и своей жизни.

Примеры работы с фоном

«Доброта». Задание: описать образ, «портрет» человека, который восхищает, выбрать самое важное для вас качество характера этого человека и взять за основу, находиться в этом качестве. Выбрала качество: приятие, искренняя доброта, доброжелательное отношение к людям не смотря ни на что. Неделю работала над портретом, то есть «занималась» добротой, удерживала фоном это качество. Результаты: «Я только думаю над образом, а люди вокруг меня вдруг стали доброжелательными, и все складывается, за что я берусь, незнакомые люди предлагают мне помощь, чего раньше никогда не происходило». Обнаружения: «Мир изменил свое отношение ко мне, мир по отношению ко мне стал добрее, стал соответствовать моему качеству доброты!», «Мой внутренний мир глубже, чем мне казалось», «Я добрее на самом деле, чем кажусь себе». И, что неожиданно даже для меня, «Настроение стабильно уже всегда ровное и хорошее», и это при том, что мы работаем только три месяца, а пришел клиент с привычно «плохим» настроением, с постоянным резким недовольством собой и своим окружением.

«Чудеса». Ощутимое качество делает чудеса! Оно меняет людей и их отношение ко мне, к себе, к жизни. Я своими качествами меняю не только себя, но и мир вокруг! Клиенту было дано задание: войти в эти качества себя (определенные желаемые качества, которые мы нашли в процессе работы), стараться в них находиться по-возможности. Наблюдать за людьми, которые с тобой общаются в данный момент: как твои качества влияют на людей, меняют людей, меняют отношение людей к тебе, отношение людей к себе и друг другу. Результат упражнения: «Я полностью отвечаю за все то, что происходит в моей жизни, и я могу все, что захочу. А еще мир вокруг меня — он живой! Он весь пропитан живым присутствием».

В примерах видно, что я использую и сенсорные ощущения тела, в этом есть нечто общее с теорией телесно-ориентированной терапии.

Кьелл Рудестам в своей книге «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика»: «Телесные терапевты ставят акцент на знакомстве с телом, подразумевающем расширение сферы сознавания индивидуумом глубоких организмических ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, и обучение реалистичному разрешению конфликтов в этой области». Александру Лоуэну удалось найти теоретические основания своей концепции, которые сводят в систему телесность и душевную организацию. «Человек, который не дышит глубоко, уменьшает жизнь своего тела. Если он не двигается свободно, он ограничивает жизнь своего тела. Если он не чувствует полно, он сужает жизнь своего тела. И если его самовыражение сокращено, он лимитирует жизнь своего тела», — пишет Лоуэн, а в другой своей книге он говорит: «способность к удовольствию является также способностью к творческому самовыражению».
В теории мы совпадаем («как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях»), но не в практике: телесно-ориентированный терапевт воздействует физическими усилиями (массаж, упражнения), а я — умственными. Я предлагаю исследовать внутренний опыт человека, расширяя сферу осознания на ощущения организма и посредством акта сознания манипулировать тактильными ощущениями, моделировать ощущения — это вариант психической саморегуляции.

Это метод психологической саморегуляции с использованием приемов сенсорной репродукции образов, эмоциональных качеств и тактильных ощущений. Основной фактор изменения функционального состояния — аутогенное погружение в выбранное воспоминание. Состояние релаксации является следствием, эффектом этого погружения. В процессе достигается цель метода — реорганизация объективного содержания жизни и реорганизация деятельности.

Большая психологическая энциклопедия: «Методы психологической саморегуляции — комплекс методов и обучающих программ, направленных на формирование адекватных внутренних средств деятельности человека по управлению собственным состоянием. МПС ориентированы на обучение человека специальным приемам произвольного изменения собственного состояния, которые в дальнейшей жизни могут использоваться им самостоятельно. В числе методов приемы сенсорного репродуцирования (воспроизведения) образов». Кузнецова А.С.: «Систематические занятия ПСР вызывают пролонгированный оптимизирующий эффект, выражающийся в стойком улучшении показателей фонового функционального состояния. … Методы психологической саморегуляции являются методами активного самовоздействия, что позволяет работающему применять их самостоятельно». Давыдов С.В.: «Психические образы, произвольно актуализируемые человеком, могут оказывать такое же воздействие, как и реальные объекты».

Выводы

Человеку необходима внутренняя жизнь, необходима в такой же степени, как и жизнь внешняя.

Субъективное пространство человека, его внутренний мир — это источник жизненной энергии человека, и он же — источник смысла, творчества, гармонии и радости Бытия, а, значит, источник счастья.

Чем больше человек открывает для себя в своем субъективном пространстве, тем лучше он понимает, что ему нужно делать в жизни внешней, чтобы жизнь соответствовала желаемой. Таким образом, он становится все более благополучен и гармоничен. И тогда он может быть интересным самому себе, не просто жить в мире с собой, а жить богатой и наполненной жизнью.

В субъективном пространстве человек обнаруживает собственный смысл, красоту, уникальность, и, проявляя все это, обретает полноту жизни, ощущение себя Живым и счастье Бытия.

В субъективном пространстве, через субъективное пространство человек может встретиться с другим человеком как субъектом, с миром, с Богом.

Содержание своей субъективности человек может обнаружить через культуру, эмоционально присоединяясь к тому, что звучит в произведениях искусства, и через собственное творческое самовыражение.

«Творческие способности — это способность смотреть в себя и проявлять увиденное максимально точно» (Игорь Калинаускас), тогда, развивая творческие способности именно в данном контексте, человек приходит к самореализации.

И когда он делает все это осознанно, тогда он формируется как субъект, который управляет процессами своей внешней и внутренней жизни и с наслаждением творит себя и свою жизнь.

Внимание к качественной подлинности структурирует эмоциональную сферу и создает целостную направленность.

Качественная включенность, осознанная включенность в фон качественно аутентичный (ежеминутный осознанный выбор: то качество или не то я сейчас живу?) способствует появлению субъекта деятельности, автора. И, кроме того, меняет жизнь.

Качественная аутентичность дает целостность, целостную включенность — на уровне интеллектуальном, эмоциональном и на уровне телесного восприятия — в жизнь, в Бытие, а это и есть ощущать себя Живым, быть Живым.

Жить аутентично — это работа, это усилия, но это того стоит: научиться жить, будучи автором собственной жизни, получая от процесса жизни наслаждение (удовольствие/радость), энергию (здоровье/молодость) и достойную плату (в виде денег и признания) — это значит жить счастливую, полную, прекрасную и радостную жизнь.

Таким образом, используя эти принципы, неизбежно получаем:

Качественно соответствующие, желаемые отношения с собой, с другим, со своей жизнью, с миром. Счастье возвращения себя себе, целостность, завершенность; психологическое благополучие и эмоциональную стабильность. Умение слушать и слышать себя, умение Быть и соединять осознанно через себя свои субъективное и объективное пространства и действовать соответственно, созвучно себе внутреннему, своей внутренней красоте, своей внутренней истине, своему внутреннему смыслу. Умение быть хозяином этих пространств. Получаем творческий взлет и интересную, яркую, «вкусную» жизнь, полноту жизни, в которой человек присутствует как автор, как Творец. Возможность творить, создавать и приносить в мир новый смысл и новую красоту. Получаем ощущение себя Живого, включенность в живое Бытие.

Отношения с другим человеком как с другой субъективностью. Обнаружив бесконечность и уникальность своего внутреннего мира, автоматически относишься с уважением к чужой субъективности. Развиваются такие черты как понимание, толерантность, способность принимать другого человека, это снижает напряжение и конфликты, межличностные отношения становятся более благополучными, комфортными. Развивая навыки целостного чувственно-качественного восприятия, получается целостно воспринимать, резонировать с душой другого человека, что дает способность к сопереживанию, эмоциональной близости, глубокой искренней любви. Чем больше человек открывается навстречу своему внутреннему миру, своим переживаниям, тем больше он становится способен сопереживать другим, видеть внутренний мир другого человека, внутреннюю красоту людей. И тогда он способен на отношения красивые, открытые, искренние. Он обретает близких людей, истинно близких, с которыми возможно интимное общение души с душой. И такой человек уже никогда не будет одинок.

И, кроме того, воспитание у человека интереса к своему внутреннему миру, его красоте, уникальности и многообразию, и воспитание умения проявлять все это в своей жизни создает способность противостоять угрозе экономических кризисов и прочих социальных катаклизмов: если представить общество, в большинстве своем состоящее из самодостаточных, реализованных личностей, способных самостоятельно организовать себе рабочее место, свой бизнес, производить креативный и качественный продукт, такое общество не только психически здорово, но и экономически стабильно.

Для меня «Экзистенция» — это встреча. Великая встреча. Встреча живого с живым. Изнутри живого, не снаружи — механизм с механизмом, а «Я» при этом сидит внутри и скорбит о несовершенстве мира, посторонний на этом празднике жизни, но изнутри, «из себя через себя в мир». Направление изнутри наружу, но сначала внутрь себя, для встречи с живым собой, и уж потом… Быть живым — это вечная «затронутость», чуткость, сопереживание, сопричастность живого живому. И тогда возможна эта великая встреча, когда двое — суть одно, оставаясь при этом двумя, «соединиться, не смешиваясь», не теряя себя уже обретенного, обрести теперь больше, чем себя — Божественная встреча — а это и есть Любовь. Тотальный резонанс и есть любовь. Экзистенция для меня — это Любовь. Это вечная влюбленность. Влюбленность в жизнь, в мир, в Бога, в этот закат, в этого человека, в эту красавицу Душу, в бесценную душу этого человека, с которым говорю в этот момент. В моего клиента. И тогда у клиента результаты потрясающие. Потому что если кто-то видит во мне красоту души и величие духа, я сама это видеть начинаю, я этим становлюсь. Посему если относиться к каждому клиенту как к чудесной встрече, такая встреча принесет потрясающие плоды: у него все получится, он откроется сам для себя, он всего добьется.

Хочу закончить этот текст словами Альфрида Лэнгле из лекции «Дух и экзистенция», в этих словах профессора наилучшим образом отражено то, что я делаю и то, что я чувствую:

«… наше бытие по своему происхождению и сути своей связано с необходимостью выходить за собственные пределы, бросать себя к чему-то, что превосходит нас. Следовательно, трансцендентное, Бытие, которое превосходит меня, является конституирующим для экзистенции. Только такое Бытие, которое больше, чем я, может поддерживать меня, нести в своем лоне мою экзистенцию. Только в таком Великом мы можем жить, обрести свой дом, развиваться. … Неважно, используется ли в психотерапии или в консультировании термин «духовность» или нет, выражается ли он эксплицитно или же только подразумевается; неважно также, с помощью каких методик удается инициировать процесс. Важно лишь то, что этот процесс переходит на уровень переживаний, и что в какие-то моменты происходит «уплотнение» опыта и наступает то, что мы называем «экзистенциальными моментами». Духовность целительна, поскольку она позволяет нам вернуться к своим истокам, связывает нас с Целым, с Бытием. И то, что есть, оказывается самим бытием. Поэтому духовность ведет к исцелению. Само слово «исцеление» говорит за себя: оно означает «обретение целостности». Такое бытие, когда я доверяю этим основам, когда я вхожу в это измерение и «расправляю свои крылья», когда мои корни погружаются в эту глубину и по ним ко мне поднимается живительная влага, — такое бытие позволяет мне обрести целостность. Здесь есть открытость, проницаемость, свободное пространство, здесь я свободен от себя и поэтому свободен для себя, свободен для всего другого, свободен для того, чтобы позволить Целому затронуть себя и преклониться перед Ним. Преклониться перед Великим вокруг нас и перед Глубиной в нас».

Список литературы

Бердяев Н., «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)».
Бубер М., «Я и Ты».
Большая психологическая энциклопедия под редакцией Н. Дубенюка.
Википедия
Гегель Г.В.Ф., «Философия Духа».
Давыдов С.В., «Приемы психической саморегуляции», учебно-методическая разработка к семинарским занятиям.
Калинаускас И.Н., цикл лекций «Беседы о культуре».
Калинаускас И.Н., лекция «Самоутверждение, самовыражение, самореализация», г. Киев, 2011г.
Калинаускас И.Н., лекция «О явленном и неявленном», г. Одесса, 2012г.
Калинаускас И.Н., лекция «Майя уходят», Вильнюс, 2012г.
Кузнецова А.С., материал диссертации «Методы психологической саморегуляции и психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека в связи с особенностями профессиональной деятельности».
Лоуэн А. «Психология тела: биоэнергетический анализ тела».
Лоуэн А. «Терапия которая работает с телом (Биоэнергетика)».
Лоуэн А. «Удовольствие: творческий подход к жизни».
Лэнгле А., лекция «Дух и экзистенция: о духовном начале, имманентно присущем экзистенциальному анализу», г. Москва, 2011г.
Лэнгле А., лекция «Духовность и экзистенция», г. Киев, 2013 г.
Мамардашвили М.К., цикл лекций о Прусте «Психологическая топология пути».
Мерло-Понти М., «Феноменология восприятия».
Мэй Р., «Экзистенциальная психология».
Новейший философский словарь.
Рудестам Кьелл, «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика».
Толковый словарь В. Даля.
Толковый словарь С.И.Ожегова.
Франкл В., «Человек в поисках смысла».
Юнг Карл, «Тавистокские лекции».
Ялом И. «Экзистенциальная психотерапия».

Виктория Балыкина

К оглавлению