О Красоте

Размышления и обнаружения в рамках домашнего задания: «Разворот и проявленность внутренней красоты человека»

Поиск собственной внутренней красоты

«Возлюби». Очень хочется это сделать, но… А чем? И кто? Ведь нужен не только тот, кто хочет, но и тот, кто МОЖЕТ возлюбить. Ну и, естественно, возлюбить способен тот, кто обнаружил в себе любовь к себе. Как качество себя.

Без этого любая любовь – это лишь привязка: я тебя люблю за то, что ты любишь меня, потому что я сама себя не люблю, ну хоть кто-нибудь подтверждает мне ценность меня в этом мире; я люблю свою работу за то, что там я имею хоть какую-то ценность, а в себе для себя – нет. Я люблю кого-то или что-то ПОТОМУ ЧТО… Взаимовыгода  какая-то, а не любовь. Итак, иду искать любовь к себе 🙂 .

Разбираясь со своим отношением к себе, а, по сути, к своей инструментальности (принять-то нужно инструменты, учитывая, что я – «никто и зовут меня никак», все остальное – инструменты моей воплощенности, и принять их нужно как часть себя и часть мира, принять и ПОЛЮБИТЬ), я обнаруживаю отношение исключительно критично-обесценивающее. От отношения такого качества пользы на самом деле мало, а проблем много. И еще обнаруживаю общую для всех хворь – нет радости, не умеем радоваться, не привыкли, нет навыка. Навык критиковать и самокритиковать есть, навык насмехаться, когда кто-то ошибся, а не я – есть, цинизма, сарказма достаточно, а просто радоваться – как это? И чему, собственно?

Вот и получается: ни возлюбить, ни возрадоваться не способны – не чем! И это естественно – как может просто радоваться себе и своей жизни тот, кто себя в глубине души не любит и не уважает. Все вполне логично. Старый как мир механизм по изготовлению «социальных единиц»: благополучные, самодостаточные люди не нужны и не удобны, они делают, что ХОТЯТ, а надо, чтобы делали то, что ДОЛЖНЫ! Вот и бегаем такие себе «машинки», у которых из спектра человеческих чувств только одно – чувство долга.

Но все это я пишу потому, что я, кажется, нашла выход! И теперь о красоте.

Почему мы не знаем о своей красоте? Ну, во-первых, социум ценит достижения, победителей, и даже эта ценность мимолетна, потому что если я сегодня победитель, то завтра найдется кто-нибудь победителестее меня. Социум не выстраивает мне мою внутреннюю красоту, он использует ее для своих побед. Да и не слишком ценится в социуме красота души, как ее продать и почем за кило? Во-вторых,  я тоже ее себе не выстраивала осознанно. И, наконец, я не вижу своей внутренней красоты, так как это есть мой естественный фон. Как свой запах – чувствуют все вокруг кроме меня.

Итак, во мне имеется «социальная машинка», устроенная определенным образом, которая постоянно чем-нибудь очень занята, и которая знать не знает о внутренней красоте, о ее существовании, происхождении и применении. А уж, тем более, о «развороте и проявленности» этого неизвестного явления. Все это находится за пределами «машинки». Теперь и мне нужно выйти за ее пределы. И начать самой создавать себя, осознанно, по крупицам собирая разрозненные искорки своей души, точно угадывая мельчайшие проблески ее красоты. Отыскивать самые сокровенные движения души, когда-то давно стыдливо припрятанные или за ненадобностью заброшенные на дальние пыльные полки. Отыскать и дать им жить.

И вот что я увидела.

Я сижу с подругой на берегу моря. Вдруг ощущаю потрясающее по силе и красоте эмоциональное переживание. Это не от моря, я точно знаю, сколько раз была у моря – такого переживания не было. Это не качество моря, это качество ЕЕ ЛЮБВИ К МОРЮ. С морем все в порядке, а с ней… ее душа сияет так, что хочется плакать и радоваться, любить и молиться. А она говорит: «Как я люблю море! И так жалко, что редко прихожу сюда. Давай еще когда-нибудь здесь погуляем». «Давай», — говорю. А сама не понимаю… Ведь это она – носитель этого счастья, так о чем же жалеет? Ведь народ на пляже занимается своими делами – кто спит, кто плеер слушает, где-то в карты играют (слышно), тетка ругает малыша за то, что долго в воде сидел, «аж губы синие» — никого из окружающих море так не трогает. Это ЕЕ красота! В ее душе есть потрясающая красота, но открывается она только в строго определенных ситуациях (как на море). В остальных ситуациях – тоска за этой красотой.

Получается, когда мы видим нечто, что открывает нам прекрасное в нас самих, мы связываем переживание прекрасного только с объектом созерцания, но никак не с собой, не с качествами собственной души, способной это переживать. Поэтому когда видим прекрасное – сияем красотой, когда отворачиваемся – забываем. Видим грустное – грустим, видим скучное – скучаем. Безропотные отражения – на что смотрим, тем становимся. Верхом активности считается выбирать, «на что смотреть», выбирать себе окружение. Но ведь столько красоты внутри нас! Она тоскует, тлеет и медленно умирает непроявленной, пока заботливая «машинка» занимает все наше внимание. А что если попробовать удержать это сияние красоты, и с этим светом жить, и сиять даже тогда, когда вокруг не столь прекрасно? Какая смелая идея! Не зависеть от окружения, а проявлять (по собственному выбору!) то качество своей красоты, которое хочется. Которое живет внутри и хочет быть прожито. Какая новая идея – быть собой независимо от обстоятельств! Ежесекундно БЫТЬ, чтобы быть настроенным на внутреннее звучание красоты и проявлять его в мир.

Итак, когда мы созерцаем Прекрасное – будь то природа, произведения искусства, красота человека, красота отношений, красота мысли, – и нас это восхищает, – это НАША КРАСОТА! Красота нашей собственной души, которая отзывается, пробуждается в ответ. Ведь если мы это видим – значит, в нас есть ЧЕМ видеть, есть нечто, что способно это увидеть, нечто подобное, созвучное этой красоте, иначе бы просто прошли мимо и не заметили. Теперь предстоит работа по обнаружению прекрасного в мире (и, следовательно, в себе) в контексте: если я это вижу (слышу, чувствую, понимаю), значит, это есть во мне! Значит, во мне есть нечто созвучное, что способно эту красоту увидеть и жаждет этой красоты. Это моя красота пробуждается.

Столько прекрасного в мире! Воздух раннего утра, степные цветы на камнях, оранжевый закат над морем. И все это Прекрасное есть во мне.  Искренность друга, взгляд любимого, улыбка сына. И это богатство живет во мне.  А литература, философия, музыка! Сокровищница Человечества. Храм красоты души. «Божественная комедия» Данте Алигьери – сколько искренности, смелости, сколько ума, какое богатство чувств, сколько любви и света! Данте писал, разворачивая свою красоту. Я читаю – моя душа сияет этой красотой. Значит, есть и во мне это богатство. Это моя красота пробуждается. И. значит, Данте проявлял не только свою красоту, а Человеческую. И проявляет. Чайковский – проявляет. Мамардашвили – проявляет. Во мне мою красоту.

И когда пробуждается моя красота, когда я позволяю себе принять, что это не только красота мира – это и моя красота, и удержать ее осознанно, она остается жить во мне, она сияет изнутри, она проявляется… И тогда есть чем увидеть красоту в другом человеке. И, самое главное, тогда есть чем ВОЗЛЮБИТЬ.

Выбор

Может быть, самая суть проявленности внутренней красоты в выборе? В ежечасном, ежеминутном выборе между привычным, затертым до автоматизма и потому неживым, не созвучным живой ткани этого мгновенья, фальшивым, и тем Прекрасным, которое чувствуется единственно правильным, красиво правильным, идеально правильным. В ежесекундном выборе собственных слов, жестов, поступков, даже мыслей.

Ведь в каждом человеке живет океан Прекрасного. Но сколько из этого океана проявляет человек, ровно на столько он сам красив, и ровно на столько красиво все то, что он делает. Только собственный внутренний акт, глубоко субъективный акт выбора дает возможность проявиться этой красоте.

Получается, красота не существует сама по себе, она появляется тогда, когда появляется тот, кто ее выбирает, кто дает ей жизнь. Тот, кто любит ее больше, чем собственный покой. Тот, кто жаждет ее прожить больше, чем жаждет всех других удовольствий. Тот, для кого наибольшим удовольствием является точность соответствия внутреннего чувства Прекрасного и проявления этого во вне, точность созвучия души и бытия. Мгновения наивысшего наслаждения – присутствие Душою в Бытии. Осознанное присутствие.

Свобода – это работа

Чтобы расцвела красота, нужна свобода. Чтобы из тонкого ростка раскрыться, развернуться в полную силу, ей нужно свободное пространство.

Отсюда, кстати, привычное заблуждение, что для Прекрасного в собственной жизни нужно свободное время, которого, как на зло, всегда не хватает. Как, например, «я бы стал великим писателем, но двое детей, нужно содержать семью», или «я так хочу учиться петь (играть на гитаре, рисовать – не важно), но у меня работа, где же взять свободное время», или еще так: «я молодец, что приняла решение заниматься пением, вот как только ремонт закончу, так сразу и пойду», «вот будет у меня отпуск, обязательно пойду в художественный музей». Потом обычно никто никуда не идет. «Машинка» слышит порыв души и обещает хозяйке: «когда-нибудь потом обязательно сделаем», и порыв постепенно угасает. Просто не нужно откладывать на потом. И не нужно для себя какого-то дополнительного свободного времени. Много раз проверено, в том числе и на личном опыте: при огромном количестве свободного времени все равно до желаемого занятия как-то руки не доходят, все что-то находится более срочное, а когда все срочное переделано, уже и устала, уже и не хочется, отдохнуть бы, расслабиться. Как будто у «машинки» есть особая инструкция: «не пускать хозяина к душе, отвлекать любыми способами». Это уловка! Не нужно свободного времени.

Да и странно это как-то выглядит: чтобы проявить свою красоту, мне нужно выделить специальное время и пойти в специальное место (в музей, филармонию), а в остальной жизни – не нужно. В общении с сыном или с любимым мужчиной – не нужно? С мамой, с подругой – не нужно? Во всей своей жизни от уборки квартиры и приготовления ужина до решения профессиональных, творческих задач – не нужно? Получается, что все это автоматически делается, тут «машинка» благополучно распоряжается, без моего участия в моей жизни. А для души у нее прописано специальное время и место, такое себе гетто: раз уж у тебя, хозяйка, наблюдается такая аномалия, то хотя бы веди себя пристойно – раз в год на концерт сходи, и хватит.

Но надо, чтобы и не хотелось хозяйке ничего такого. Для этого имеется знакомый «механизм социального давления изнутри», который подавляет любые ростки красоты: пугает, отвлекает, словом, делает все возможное, чтобы душа не проснулась. Справиться с ним можно, если жаждать этой красоты так сильно, быть влюбленной в нее настолько, чтобы силой этого желания, этой любви раздвинуть страхи и освободить душу.

Не нужно свободного времени, нужно свободное пространство. Свободное от страхов, комплексов, вины, оценок… от всяких выдумок «машинки». Нужна постоянная внутренняя работа по созданию свободного пространства для взращивания красоты. Когда я занята такой работой, тогда – о, чудо! о, парадокс! – времени становится больше. Я действительно успеваю на много больше сделать. Но и качество этих действий совсем другое – они прекрасны!

И когда я «на работе», тогда я есть, я присутствую, и только время этого присутствия считается. Не знаю, как считается и кто считает, но точно знаю:  только эти моменты важны, потому что они – настоящие, и я в них – настоящая. Самая восхитительная работа – работа по созданию свободного пространства душе для красоты. Эта работа прекрасна, потому что пока я работаю – я есть. Пока я работаю – я свободна. Пока я работаю – через меня льется Красота. И я  нахожусь на самом острие этого потока. Я сама – эта красота.

Виктория Балыкина