Программа личностного развития

Что такое «внутренняя жизнь»

Итак, наступает момент, когда нам становится необходима не только внешняя жизнь, но и жизнь внутренняя.

Иосиф Бродский, размышляя о природе творческих способностей в своей статье «Кошачье мяу» (1995г.) обозначает «творить» как «вызвать к существованию», согласно словарю Вебстера. Следовательно, человек творит нечто, что ранее было не явлено. И далее, исследуя источник этого неявленного, то есть, откуда человек творит, Иосиф Александрович приходит к выводам: « … Приходит в голову, что то, что мы обычно объявляем открытием, — всего лишь проекция того, что у нас внутри, на внешний мир. Что в конечном счете человеческое существо не столько получает знания снаружи, сколько выделяет их изнутри». Получается, все знания о мире и вся красота мира — внутри нас! Внутри нас сумасшедший объем, нечеловеческий объем, о котором мы ничего не знаем. А тех, кто вхож в этот объем, Иосиф Александрович считает крайне редкими феноменами и называет «адекватными глашатаями, чья адекватность, то есть готовность воспринять нечеловеческую истину, известна в нашем языке под именем гения. В этом смысле способность создавать — пассивная способность: реакция песчинки на горизонт. Ибо именно ощущением открытого горизонта действует на нас произведение искусства или научное открытие, да?»

И когда художник (поэт, музыкант, архитектор, философ, физик и т.д.), как «адекватный глашатай», вызвал к существованию некую часть своего неявленного, запредельного, субъективного, а мы, соприкоснувшись с этим его творением, получаем «впечатление» — это всколыхнулось наше собственное субъективное. И когда мы впечатляемся, любуясь цветами заката над морем, свежестью утренней росы, запахом цветущей акации, нежностью влюбленных, верностью друзей, когда на нас производит впечатление красота мира, природы, человеческих лиц и человеческих отношений — это наше субъективное открывается. Игорь Калинаускас говорил: «Ведь когда человек слушает шестую симфонию Чайковского, слушает всем своим существом и эмоционально к ней присоединяется, возникает интереснейшее, тончайшее переживание, которое человек может и не зафиксировать: если я в состоянии воспринять эту гениальную музыку и к ней присоединиться, значит то, что во мне, больше, чем эта симфония, сильнее, чем эта симфония, драматичнее, чем эта симфония».
Впечатление «ощущения открытого горизонта» мы получаем тогда, когда приоткрываем свой горизонт. И потому, что видим свой горизонт, свою субъективную реальность. Некоторое время наблюдаем, ошарашенные великолепием и грандиозностью увиденного. И закрываем. Возвращаемся к привычному образу себя, к привычным делам и заботам. Потому что мы думаем (нет, мы твердо уверены!), что это впечатление во-первых, не о нас, а во-вторых, не представляет никакой ценности для нашей жизни. И это трагическое заблуждение, поскольку оно навсегда закрывает для нас нас же самих, наш внутренний мир, нашу душу. И со временем мы становимся пустыми, уставшими неврастениками. Пустыми потому, что связь со своей душой настолько забыта, что, кажется там ничего нет, только пустота, и лучше отвлечься проблемами, предложенными извне, лишь бы не почувствовать эту бесконечную гнетущую пустоту. Уставшими потому, что нет энергии жить, ведь источник этой энергии внутри нас, куда доступ закрыт. Неврастениками потому, что перестаем понимать себя, не знаем, как поступить, чтобы получилось то, чего хочется, жизнь не получается такой, о какой мечталось, почему не получается — не понятно. В неудачах своих обвиняем внешние обстоятельства, и тогда от нас уже вообще ничего не зависит. Суетимся, мечемся, путаемся в предположениях, а доступ к знаниям о себе закрыт, как и к знаниям о других. И доступ к благодати закрыт — нам и отдохнуть негде. Как тут не стать неврастеником?

Вот хорошая иллюстрация того, что получается, когда человек знакомится со своей субъективностью и обретает баланс внутреннего и внешнего. Пишет клиентка о своих результатах после курса: « … Во-вторых, я более четко стала понимать (не побоюсь этого слова) смысл своей жизни. Я поняла, чего хочу от жизни, я четко определила и увидела, какой должна быть моя жизнь, чего я хочу добиться, какой стать. Я не плыву по течению, я сама руковожу течением. Я, как никогда раньше понимаю, что я и только я – хозяйка своей жизни. И если я чего-то очень сильно захочу – это сбывается. Иногда вопреки логике, жизненным принципам и т.д. Каким-то странным, непостижимым и необъяснимым образом, но сбывается!!! Я стала верить в себя, в свою интуицию, в свое женское начало. Я стала прислушиваться к себе и доверять себе. В какие-то моменты жизни я даже стала ощущать себя колдуньей, и мне это нравится!!!».

Колдунья! То есть, если человек действует в гармонии с собой и реальностью, у него, естественно, все получается, он — колдун. Нечто непознанное, сказочное, нереальное. Для нас. Жить в гармонии с собой и реальностью для нас уже нереально. Настолько мы далеки от себя. И настолько восхитительной может быть жизнь, когда мы с собой встречаемся.

Итак, внутри у нас что-то есть. Что же это и как к этому прийти?

«Если ты не воскресаешь в жизни, ты не воскреснешь и после смерти»
(Мераб Мамардашвили).

«Если на какое-то мгновение мы имеем какое-то впечатление, нельзя ничего откладывать. Секунда впечатления есть секунда, обращенная к нам с призывом ‘работай’. Нужно мгновение использовать, работать именно внутри впечатления мгновения. Истина обладает таким качеством или таким законом своего появления, что она появляется только в виде молнии. Так вот, пошевеливайтесь, пока мелькнул свет. Иными словами, пространство истины может быть расширено только трудом, а само по себе оно — мгновение. И если упустил его: все — будет хаос и распад, ничего не повторится — и мир уйдет в небытие. Это будет твое межеумочное, или несовершенное, порочное состояние, оно будет бесконечно повторяться, и ты никогда не извлечешь опыта, в том числе потому, что ты каждый раз пропускал мгновение — не останавливался в труде. Условно назовем это трудом жизни. Путь прихождения к себе. Путь такого прохождения жизни, в результате которого ты приходишь к себе и реализуешь себя. Основной движущий мотив и пафос и страсть можно резюмировать словами ‘реализовать себя’. Реализовать себя во всем богатстве своих желаний, которые у тебя есть, но ты их не знаешь, природа их тебе непонятна. А реализовать то, природа чего непонятна, невозможно. Если ты не поймешь своих собственных желаний, то ты себя не реализуешь. … Слова ‘реализовать себя’ совпадают со словами ‘понять, что ты есть на самом деле и каково твое действительное положение’. Значит, первая фраза: реализовать себя. А вторая фраза следующая: реализовать впечатление. Ну какая может быть связь между ‘реализацией себя’, которой мы придаем общий смысл (скажем, стать человеком, стать взрослым и т.д.), и ‘реализацией впечатления’? А это совпадает, это та задача, которая состоит ‘в восстановлении или в узнавании того, что есть на самом деле’. Установить, что есть на самом деле, в том числе в наших чувствах и состояниях, каковы они и что они значат. Реализовали себя — реализовали впечатление. Так вот — реализовать впечатление. … Впечатление имеет смысл описывать, если ты берешь его как знак какого-то скрытого и глубокого закона, стоящего за этим впечатлением. Потому что то, что происходит внутри подлинных впечатлений, — продолжает происходить, мы там живем».

То есть, согласно Мамардашвили, работа по самореализации начинается с попыток узнать себя, а для этого восстановить, описать и понять свои «впечатления», погружаясь внутрь каждого впечатления и обнаруживая, что за ним стоит. Кто за ними стоит — обнаружить себя как Субъекта. И его высказывание: «Если ты не воскресаешь во время жизни, ты не воскреснешь и после нее» говорит именно об этом. Работать, быть внимательным, включенным, узнавать себя, просыпаться, «воскресать» во время жизни, приходить к состоянию живого субъекта, осознающего себя и творящего себя явленного из неявленного, творящего в таком же живом мире. Не надеясь на то, что когда-нибудь потом случится счастье и благодать, случится «царство божие», которое, кстати, «внутри вас». Как оно может случиться, если человек туда не знает дороги? Если оно «внутри вас», оно «вам» положено и только «вами» может быть открыта дорога туда. Мне кажется, что то, что человек открыл в этом своем внутреннем «царстве божием», что опознал и присоединил к себе, только то он и есть, и только то он возьмет с собой.

Этим я и занимаюсь в начале своей работы с обучающимся — прошу вспомнить в его жизни моменты, когда он был «впечатлен», и, погружаясь в это впечатление, описывать, обнаруживать, познавать его и то, что за ним, то есть исследовать свое субъективное пространство. Заинтересовать обучающегося его собственным внутренним миром. Чтобы выработалась привычка, навык, интерес к самому себе. И чтобы появился этот «я сам», который интересуется собой. И тогда ему со временем не нужна буду ни я, ни другая терапия. А дальше я прошу его пробовать это свое внутреннее пространство выражать, из этого пространства что-то создавать. Таким образом, согласно словам Мераба Константиновича: «текст есть нечто такое, внутри которого рождается личность того, кто этот текст создает», в процессе такого творчества, пусть непрофессионального, но искреннего, обучающийся создает самого себя, явленного для себя. Приобретает навыки не только самовыражения, но и самоформирования. И тогда вместо душевной гнетущей пустоты, на месте этой пустоты вырастает Храм, храм нашей души, нашего Духа, храм Человека.

Дальше у Мамардашвили:
«Оказывается, наша душевная жизнь расположена вертикально к горизонтали движения времени. Горизонталь идет в непрерывном движении последовательности. Время бежит и движется по линии. И в этом времени считается, что есть время жизни и есть время смерти. Или — есть время этого мира, а есть время другого мира. Ну, скажем, лучшего мира. Или царства Божьего. Но царство Божье — по вертикали к теперешнему миру. Оно просекает его в любой момент. Оно не потом наступает. Оно — по вертикали. Оно — срез другой, нашей духовной жизни. И слова ‘потом’, ‘загробной’, ‘лучшей’, ‘совершенствование’, ‘возвышение’, ‘бессмертие’ — это слова, которыми мы беспомощно и неловко пытаемся обозначить некоторые свойства своего же собственного бытия. Искусство всегда было орудием и средством вертикального сечения этой жизни. Орудие, посредством которого мы здесь воскресаем в своих чувствах, в своих мыслях и состояниях».

Этот абзац приводит меня в восхищение. Ведь все сказано! В одном абзаце — все тайны мира! В жизни каждого из нас есть события, которые, как нам чувствуется, продолжают быть, которые как будто вне времени, в вечности. Которые продолжают жить, звучать в душе. Потому что такие события приоткрывают наш внутренний мир. Это двери, двери в мир нашей субъективной реальности. И если мы будем внимательны к этим моментам, будем не отмахиваться от таких впечатлений, как от чего чужеродного или несуществующего, что «почудилось, сверзлося», а входить внутрь, тогда мы можем обрести и себя, и свое Бытие. Мераб Константинович предлагает и способ обретения этого — искусство. Хотя и говорит на очень поэтическом языке художественных образов. А как иначе можно обозначить нечто во внутренней жизни, как не на языке поэтов, на языке образов, если это и есть объемные, целостные образования. Это живые части нас, нашей жизни, строящиеся из образов, чувств, эмоций, мыслей, ощущений. Из прекрасного образа и глубокого переживания, которое вызвал этот образ, из запахов, вкусов, звуков и ощущений, которые сопровождали это переживание. Наша внутренняя реальность — это живой объем, единый, целостный. И любая часть ее — также живой объем. И, следовательно, те аспекты нашей внутренней реальности, с которыми мы знакомимся, есть целостные объемы. Состоящие из образов, слов, музыки, запахов, мыслей, идей, чувств. А это значит, что их, эти объемы, можно узнать по их составляющим. Даже если нам доступно только одно какое-то лишь тонко уловимое звучание своего запредельного, мы можем развернуть, «распаковать» весь объем, если углубимся в это звучание, пойдем за ним.

Такое творчество я предлагаю своим слушателям как средство самовыражения, и оно же средство самообнаружения, и самоформирования. А там и самореализация не за горами.

Игорь Николаевич Калинаускас:
«Человек, который стремится к самовыражению, стремится и к культуре, потому что за счет эмоционального присоединения к культурному наследию он опознает себя внутри. Культура это пространство самовыражения. И культурный человек — это человек, который может выразить объем, глубину и сложность своего внутреннего мира. Который через культуру опознаёт себя как субъекта. Как человека в строгом смысле слова. Культура это и есть история человеческой субъективности. Она вне времени, она представляет собой вечность. Это и есть код культуры. Это и есть ее великая тайна, сила: она есть вечность.
Внутренняя жизнь человека — это тоже жизнь, со своими историями, событиями, сцеплениями событий, это полноценная жизнь. Внешняя жизнь ограничена возможностями социума. Но человек рожден для счастья как птица для полета, а счастье — оно там, внутри.»

«Если человек в состоянии эмоционально присоединяться к каким-то областям культуры, у него появляется общечеловеческое в гуманитарном смысле слова содержание субъективности. Потому что культура – это сплошная субъективность. Объективизированная субъективность. За каждым произведением стоит конкретный человек. И чем больше мы эмоционально присоединяемся к миру культуры, тем больше мы узнаем себя как человека. Тем больше мы обогащаемся в своем бесконечно увлекательном путешествии в себя. У нас появляется все больший объем внутренней жизни. И тогда мы имеем полноту пребывания в этом мире, Бытие. Потому что культура – это рассказ о Человеке. Я – это моя субъективность. А содержание ее зависит от степени ее присоединения к культуре.» Цитаты из лекций И.Н. Калинаускаса «Самоутверждение, самовыражение, самореализация» (Киев, 18.11.2011г), «Психология культуры» (Киев, 29.04.2012г), «О явленном и не явленном» (Одесса, 1-4 ноября 2012г).
Резюмируя все вышесказанное, хочу коротко описать основные принципы, на которые я опираюсь в своей работе.

Виктория Балыкина