Мистик «с чекою в зубах»

Хочу попытаться понять «феномен Глеба Самойлова», размышляя о моем восприятии творчества Глеба Рудольфовича вообще, и в составе «Агаты Кристи», и в составе «The Matrix».

Глеб Самойлов

Интересный эффект группы «Агата Кристи» я обнаружила еще году в девяносто четвертом, когда осознала, что живу с этой музыкой. То есть, любая музыка со временем надоедает, даже самая красивая и любимая когда-нибудь достает, ну устаешь от нее, хочется переключиться на что-то другое. Но не Агата. Ее музыка могла звучать и звучала постоянно. Годами. Я могла спокойно спать под эту музыку, даже когда заснуть хоть как-то было большой проблемой. Много лет она была фоном моей жизни. В ней есть что-то очень близкое, и что-то совершенно загадочное, пробуждающее сказку. И она всегда радует. А иногда и спасает. С ней легко дышать, даже когда дышать уже нечем.
Итак, включаю альбом «Прекрасное Жестоко». Долгожданное творчество любимого автора. Уникальная манера исполнения, до боли родные интонации, любимый голос, знакомый слог, «остросоциальный» сюжет, беспредельная искренность – че те еще надо? Ан нет, оскорбилась: фу, гадость, мерзость, какафония и подростковый нигилизм. Оскорбилась не за себя – за всю Агату и за все человечество :). Забросила в дальний угол и пару месяцев не вспоминала. Стоп, думаю, что-то оскорбление уж очень личное, а не задел ли автор что-то болезненное в моих отношениях с собой, не посягнул ли на мой образ себя-идеальной? И, между прочим, такой же была первая реакция на «Эпилог». А потом целый год носилась с ним, слушала, пела, наслаждалась, выносила мозг всем друзьям, некоторые даже влюблялись с моей подачи, которые раньше и не слышали про Агату (оказалось, есть и такие :)). В «Прекрасном Жестоко» особенно напрягла песня «Сто вагин, и я один» (на самом деле она не совсем так называется): мерзость редкая – видимо, по женской гордыне проехался здорово. Послушала эту песню еще раз – да, реакция довольно красноречивая: страшно, жутко, крышу сносит, аж в глазах темно, забиться в темный угол, «чтоб не могли запеленговать». Спасла музыка. Динамичная музыка, милый сердцу голос и потрясающий по красоте эмоциональный фон. На самом деле очень красивая песня. И она оказалась в общем-то даже и не о том. Мне показалось, я прошла какую-то часть неприятия себя. Так легко стало! Так свободно. Боже, я танцевала! Я шла по городу с плеером в ушах и танцевала. С блаженно-отвеянным лицом, с безумными глазами только что освобожденной птицы, которую выпустили из грязной и вонючей клетки в синее бездонное небо, в родное долгожданное небо.
Таким мне представляется «феномен Глеба Самойлова». Пугает, напрягает, открывает, освобождает, пробуждает. Я не претендую на то, что это действительно так. Может быть, Глеб Рудольфович и не знает, что он делает, а может быть, он и вообще не делает ничего эдакого. Но на меня это действует так. Я так вижу, я так чувствую, и, может быть, так вижу только я. И не важно. Совсем не важно. Для меня он – потрясающий мистик, влюбленный в живую Душу, помогающий мне открывать глубоко скрытые, тайные, мистические, запредельные, но желанные и прекрасные стороны меня, без которых я не совсем жива и по которым тоскую. С его музыкой у меня получается то, чего я хочу больше всего: я возвращаю себе себя свободную, я по-своему живу. Даже одно из моих стихотворений, которое я считаю практически самым удачным, написано под впечатлением от «Прекрасного жестоко».
Сейчас открыла плей-лист «Прекрасного Жестоко», пробежала глазами по названиям песен: каждая песня – самая любимая, они все очень разные, но каждая по-своему интересна, по-своему радует, как встреча с давним любимым другом, с которым вместе было пережито нечто особенное и прекрасное. Такая же реакция и на все песни Агаты. Да у меня просто «отношения» с каждой песней! Получается, когда творящий творит от души, он создает некое живое пространство, некий объем, подобный живому существу, потому что с этим объемом слушающий вступает в живые отношения. И я не одна такая. Я часто слышала от поклонников Агаты что-то вроде: «Я чувствую в их музыке родственную душу» или «Не могу понять, почему так, но я чувствую в Глебе самого близкого друга». Возможно, когда творящий творит душою, и эта часть души звучит в его произведении, она резонирует с душой слушающего, которая отзывается навстречу, живое с живым «вступает в отношения», отсюда и происходит ощущение совместного переживания, чувство родства, понимания и близости. Только могу себе представить, как «весело» автору ходить в этом качестве по многолюдному городу, где каждый пятый считает его самым близким другом и предлагает всевозможные совместные мероприятия :)!
Теперь, когда я «научилась» слушать The Matrix, научилась не пугаться, а сразу – птицей в родное небо, не напрягаться, а открываться, я с замиранием сердца включила новый альбом «Треш» и с первых песен получила такой кайф! Они выросли, это заметно. Что бы там не писали рецензенты о дисбалансе и не соответствии чего-то там чему-то там, и, может быть, все это так и есть, но! Они стали Группой за один год! Если в первом альбоме кое-где проскакивало «певец отдельно, музыка отдельно, хотя и старается соответствовать», сейчас их музыка — это голос единого живого существа, где каждый звук и каждое слово на своем месте, каждый образ точно передает состояние и качества реальности. Их музыка для меня – голос существа, которое рвется из мертвого себя к себе живому и прорывается! Прорывается — и Свет! И Свобода. И Танец. И Жизнь! Я не рецензент и не музыкальный критик, я — слушатель, «потребитель». Но потребитель «балованый» :). Я хочу слушать такую музыку, с которой я могу чувствовать себя живой. Если у меня самой так чувствовать пока не всегда получается (но я стараюсь :)), творчество тех, кто это уже умеет – как глоток свежего воздуха, как надежда. И огромная поддержка.
Услышав фразу из песни «С чекою в зубах»: «мы бодры, веселы и безумно больны», попала в состояние, близкое к измененному – она очень сильно резонирует с мистикой моего внутреннего мира, что-то очень близкое, понятное, но глубоко скрытое и не названное, какая-то особенная красота… И еще поняла, почему шуты – веселые. Это их естественное состояние! Не клоун, который должен развеселить других, а именно шут, который весел сам по себе. Шуту по должности позволено и положено говорить о том, что, хотя и лежит на поверхности, но старательно замалчивается «нормальными» людьми из соображений вежливости, выгодности или самосохранения. А шуту можно. Шут свободен. Свободен от рамок, запретов, принципов. Свободен внутри себя, наедине с собой. Такое внутреннее состояние позволяет видеть ясно, такое качество жизни и придает «бодрость и веселость». Технологически выход за пределы собственных ограничений сопровождается прибавкой энергии, высвобождается живая творческая сила человека. Вообще, любое творчество – это выход за рамки. Ведь творчество – это создание чего-то нового, а как можно создать новое, не выйдя за рамки того, что уже создано. Но своего нового. Так получается, что творчество – это создание себя. И чем точнее творение соответствует внутреннему чувству желаемого, чем искреннее творящий по отношению к себе, тем красивее. Красота искренности и красота точности образов у Глеба Самойлова всегда восхищает и превосходит самые смелые фантазии. Нужно быть безумно влюбленным в свою истину, болезненно влюбленным, чтобы так смело и честно писать. Это огромная внутренняя работа. И это величайший кайф! Путешествие в глубины себя, постижение себя. Мне кажется, только так и только там, в глубине себя, можно встретиться с Богом. В самой глубине, где уже нет описаний себя, где Я и Мир – единое.
Выход за рамки имеется в виду как внутренняя работа, никто не призывает снимать штаны на людной улице. Продвижение внутри своей бесконечной вселенной, знания о которой ограничены собственным образом себя (созданным в процессе социализации когда-то, как попало и уже неизвестно кем), само собой разумеющимися нормами, «понятиями» о том, что и как правильно и не правильно. Продвижение за границу этого образа себя к себе истинному, к себе всякому, к себе никакому, а, значит, к себе свободному. Выйдя за границу механизма собственной таковости, попадаешь в свет. В котором живет Любовь. В котором живет Душа. Свободная, смелая, веселая и влюбленная в жизнь и в людей. И вот, творящий, имеющий достаточно смелости и честности творить свою истину, проходя насквозь собственные границы и страхи, осознавая, принимая и проходя, начинает светиться (как и его творение) таким удивительным светом, что и окружающим (или слушающим его произведение) тоже как-то посветлее жить становится. Как сказал несколько лет назад один мой знакомый, немолодой и респектабельный мэн, о группе «Агата Кристи»: «Мне так нравится эта группа! Не могу понять, почему. Ведь, если задуматься, поют о всяких мерзостях, а слушаю ее постоянно, и мне с их музыкой легче жить, и не просто легче, а легко и радостно!». В этом и есть «феномен Глеба Самойлова»: «поет о мерзостях, а становится светло!». На мой взгляд, он к себе идет, он себя постигает и себя творит, с упорством безумца прорывается сквозь свои «мерзости», страхи, запреты к себе Живому, открывая самые мистические, запредельные стороны собственной вселенной. Это восхитительно красиво!
Творческий человек, когда он творит честно, из себя, для себя и «во имя свое» :), хотя это требует большого напряжения, но он Живет. И он «бодр и весел», он счастлив этим процессом, и, кстати, выглядит молодо, потому что душа-то не стареет, старыми нас делает мертвое в нас. И мне кажется, что Глеб Самойлов идет именно туда, куда ему надо. Даже если «с чекою в зубах».
Поэтому низкий поклон и искренняя благодарность Глебу Рудольфовичу за все, что он делал и делает, и в Агате, и после, за Маленького Фрица и восхитительные песни Вертинского, и потрясающие стихи. За The Matrix, за «Прекрасное Жестоко» и «Треш». За то, что он такой, какой он есть. За то, что он ЕСТЬ.