Благородство тренируется в мелочах – не надо ждать страшных событий или неосознанно их призывать, типа: «Вот была бы война, я бы мог быть героем, я бы показал! А так чего напрягаться?» Мне почему-то кажется, была б война – действовал бы так же, как сейчас, благородство и героизм не наработаны, не «оттренированы». Или: «если бы он погиб, я бы хранила ему верность до конца дней». А ты сейчас хранишь? – в мыслях, в чувствах, в доверии – в мелочах. Опять же, мне кажется, каков человек сейчас в мелочах, таким он потом и в глобальном – точно таким же будет.
Останавливать нежелательные автоматические реакции. Пресечь в самом начале бурю ревности – ведь где-то в глубине души знаешь, что она необоснованна. Не дать себе обидеть упреками близкого человека – опять же, в глубине души знаешь, чувствуешь, что сама тоже не права. Отловить и остановить желание нахамить, нагрубить, резко ответить, когда внутри есть тоненькое чувство, что этого сейчас не нужно. Не пнуть кота, не оставить за собой беспорядок, не наорать на ребенка и т.д. и т.п. – не позволять нежелательным автоматизмам управлять своим поведением. Вот это самое «тоненькое чувство в глубине души» — к нему можно прислушиваться в сложных ситуациях. Но не хочется. Ленность ума и убогость чувств присущи каждому индивидууму в той или иной степени. Каждому! Одна из основных ошибок (опять же, автоматическая, используемая нашим бессознательным как повод не работать над собой) – что есть какие-то загадочные «другие», которые все это могут, а я не могу, я не такая (не такая сильная, не такая умная, не так воспитали и т.д.). Они могут, они – «боги», а я, соответственно, обычный человек. Бессознательные реакции есть у каждого человека, но это не значит, что они должны управлять этим человеком. И эти загадочные «другие» потому и стали такими, какими стали, что они со своими реакциями САМИ справляться научились.
Зачем нам так мучиться? В каждый момент быть начеку, на войне с этими программами, бессознательными реакциями, когда уже они нас оставят, наконец, чтобы можно было жить спокойно? Чтобы отдыхать. А от чего отдыхать? – От себя Живой, от себя Настоящей, по сути. Потому что когда снимаешь автоматическую реакцию, за ней проявляется Настоящее, за ней светится Лик. Но для этого нужно напрячься. Напрягаться не хочется, хочется, чтобы все уже было. Инфантильность такая себе – чтобы все было уже готовое. А кто, интересно, это «все» готовить должен? Если только ты сама, только ты одна знаешь (или хотя бы можешь почувствовать), какая ты на самом деле, какой ты хочешь стать, и какую жизнь хочешь жить.
Где и как найти в себе силы это напряжение поддерживать?
Откопать в себе благородство души, глубоко запрятанное, откопать и восхититься, влюбиться, может быть, в красоту собственной души, в свое истинное лицо – такой себе здоровый нарциссизм.
Такая работа у нас, у Человеков. Работа по самоформированию себя. Из этой амебоподобной массы автоматических реакций вытащить, вылепить Человека в себе. Человека достойного, человека благородного, человека Прекрасного. Мы все достойные и благородные, когда в максимально благополучной ситуации размышляем на эти темы. А как только что не так – и забылась, и пошла реакция, и потеряла лицо. И обретать его нужно каждый раз заново. Но если обрела и удержала какое-то время – сильнее становишься. Постепенно растворяются «маски» и сквозь них проступает настоящее лицо.
И еще мне кажется, что эта работа постоянная. Пока идешь – светишься. Светишься сама и другим посветлее. Как только остановилась – заснула, ничего не происходит, ничего не светится, мрак, заблудиться можно. И «маски» снова глаза залепили. Я поняла: тренировка нужна постоянно! И когда уже кое-какая опора наработана, в привычной ситуации реакций нет, можно самой пойти навстречу, самой специально поискать напрягающие ситуации, чтобы там потренироваться, еще больше укрепить обретенное, еще больше света открыть.
То есть, такую работу нужно полюбить. Иначе никак. Полюбить и понять, осознать, что это, возможно, и есть замысел Человека, предназначение Человека. Создать, сотворить, из животных реакций и животных страстей вылепить Настоящую себя. Ведь эта масса животных реакций – это тот материал, который нам уже дан по факту рождения, это сырая глина, которая у нас уже под рукой. Да тут работы непочатый край! Лепить и лепить! Лепить и светить. Такой себе творец – архитектор/ скульптор собственной души – на мой взгляд, благороднейшее и прекраснейшее занятие. В такое занятие вполне возможно влюбиться.
Ценность себя Прекрасной найти. Тогда появится и мотивация, и энергия. Сменить ценность бездумного покоя и затишья на ценность себя Прекрасной. Почувствовать однажды, и полюбить навсегда. Развернуть систему ценностей, вылезти из инфантильности в самостоятельность. Получить результат от самостоятельной работы над собой, прочувствовать и восхититься. Чтобы такая работа приносила радость. Работа по формированию внутренне опоры, внутренней этики, внутренней культуры.
И тогда есть шанс повстречать таких же. И реализовать мечту «жить в красивом мире среди красивых людей». А иначе красивых людей не найти: как я их смогу увидеть, чем? И не то, чтобы они со мной общаться не захотели – нет. Они, может, и хотели, и пытались, но я-то не вижу их, не понимаю их.
Выход, мне кажется, только один: признаться себе в том, что есть у меня «механизм», есть организм, и есть я, которая хочет быть и жить, но мои желания и желания «механизьма-организьма» не всегда совпадают: и после такого признания сам собой напрашивается вывод, что пора мне становиться хозяйкой этого организма. Иначе моя жизнь будет не совсем такой, как мне надо. А когда я как хозяйка у себя появляюсь, тогда приходит очень интересное и приятное переживание: моя жизнь действительно моя, и она прекрасна! Потому что в ней ничего не происходит без меня, помимо меня. И не произойдет! Так спокойно становится, так приятно, так красиво. И еще появляется чувство: блин, да я могу все! Потому что теперь я у себя ЕСТЬ.
Есть в этом некая доля «избранности». И это естественно: каждый человек – существо уникальное и эту самую уникальность он и должен реализовать. Распаковать, раскрыть для себя и потом реализовать. А для этого он должен ценить уникальное в себе. Ценить, лелеять и отделять, выделять из «общего», как моют золото – вымывать малюсенькие крупицы из огромной массы ненужного. Каждый сам для себя должен быть «избранный». А неприязнь к собственной серости и бессмысленности, как принадлежности к серой бессмысленной массе, как раз и включает мотивацию с этим что-то делать. Она, неприязнь, исходит из ощущения, что автоматизмы – это мертвое, и это потому, что когда есть автомат, нет меня, пустое, безжизненное, мертвое. Но тут главное не впасть в следующий автоматизм, который переносит эту неприязнь на других людей. Мол, я тут развиваюсь, а они – нет, следовательно, я лучше, выше, «духовнее». Ну и понеслось: мы лучшие, мы «избранные». И следующий автоматизм, для поддержания собственной «автоматизмовской» ценности, значимости: я лучше знаю, как правильно развиваться (конечно, знаешь, только ты один и знаешь, как ДЛЯ ТЕБЯ правильно развиваться), и потому я – великий и избранный, поведу вас, сирых и убогих, за собой. Еще одна маска-рыло, столь же отвратительная и мертвая, как и остальные, но новая и очень сильная в своей маскозначимости, заклеивает глаза и закрывает Свет. Это еще одна задача – балансировать на грани, ценить собственную уникальность, вычленяя ее из всеобщего, не принижая при этом всеобщего, не унижая других. Ведь понятно, что у каждого есть всеобщее и есть уникальное, и другой человек – не такой как я – тоже уникальный, но уникальный по-другому, и мне этого просто не видно. Это понятно уму, а автоматизмы просят войны и победы, автоматизмы оценивают и превозносят. На то они и автоматизмы, они всегда будут этим заниматься. Поэтому, на мой взгляд, проще заниматься собственным светом и только, тогда на автоматизмы не хватит внимания. «Отделять» не значит «презирать». И когда занимаешься собственным светом, свет других становится виден. И он тоже становится ценным.
Получается, каждый человек, по сути, маргинал. Просто чем больше собственной уникальности человек вытащил из собственной серой массы, тем он маргинальнее выглядит. И тем меньше людей его понимают. Но всегда найдется небольшое число людей с похожими задачами. И тогда можно помочь другому. Помочь подняться на какую-то маленькую ступеньку, но при условии, что этот другой имеет такую же или похожую проблему (которую ты уже прошел и имеешь собственный большой опыт), и при условии, что эта помощь ему действительно нужна, и он согласен опереться на секунду на эту помощь, взять только то, что ему нужно, а дальше идти сам. Тут тоже соблюдать баланс – еще одна большая задача. Помочь на секунду, чтобы поднялся и увидел свой свет, или тащить за собой. А это очень хорошо видно: или человек начинает светиться сам, если помощь пришлась «в тему», и у тебя при этом больше света, или человек гаснет, присасывается к тебе, и тебе тоже тяжелее идти. Это большая задача и большая проблема. Ведь если сам что-то очень классное нашел – всегда хочется поделиться. А другой видит – классное предлагают! Почему не взять? Надо оно ему лично или не надо – никто особо не разбирается. Оно классное, ты ж туда душу вложил – оно сияет.
Все «продукты» человечества, человеческой культуры, наработанные тысячелетиями, обретенные в процессе работы Души человеческой – они существуют в реальности и к ним нужно «присоединяться», они помогут открыть собственный свет. Нет смысла тратить всю жизнь на то, чтобы «изобрести велосипед», если он уже есть как готовый продукт, с помощью которого можно подняться на СВОЮ ступеньку и реализовать для себя гораздо больше.
Это как с грамотой. Мы все идем в школу и учимся буквам. Но мы же не платим пожизненно авторский процент Кириллу и Мефодию. И мы не кричим о том, что каждый должен сам свою письменность изобрести – нет смысла положить всю жизнь на изобретение письменности. Спокойно идем в школу и учимся у тех, кто это уже умеет, осваиваем грамоту и литературную речь, чтобы потом, в том числе, писать свои поэмы, на этом языке с помощью этих букв и слов описать красоту своего внутреннего мира и осознать самим.
Ну, со школой – не очень показательный пример – нас туда родители отправили, мы это не сами выбирали. Возьму другой пример. Когда человек взрослый осознанно делает выбор. Художник учится лет 6 – 8, учится у разных мастеров, но когда может осознанно выбирать, он выбирает того мастера, который пишет в необходимом ему стиле. Учится, чтобы создать, выписать образы, которые живут в его душе. Он не рождается готовым художником, он рождается с этим даром, с талантом, с криком души, но не с умениями и навыками, их нужно нарабатывать. Он должен руку поставить, глаз «поставить», научиться пользоваться материалами и инструментами, и еще многому. Все для того, чтобы воплотить в полной мере, идеально воплотить то, что хочется. Чтобы из неживого – кисти, краски, холст – создать Живое. Инструмент художника – всего лишь кисти–краски, а учиться ему несколько лет. А вот человеческий «инструментарий», механизм-организм, посложнее будет, и чтобы из этого неисследованного и беспорядочно сформированного хозяйства сотворить картину красоты себя и своей жизни, я думаю, очень много учиться нужно, и у хороших мастеров.
Но вернусь к художнику. Хочет он, например, идеальный овал, а у него как-то не получается. Тогда он находит мастера, который пишет такие овалы, какие ему, художнику, кажутся идеальными. И у него учится: мастер показал, как держать кисть, как смотреть, объяснил, поставил руку, и все! Дальше сам сиди рисуй, неделю, месяц, пока не получится. Художник узнаёт, чего он хочет, потом пробует это сам, если не получается, ищет того, кто это умеет, просит его показать, и дальше сам «долбается», оттачивая мастерство до своего идеала, пока ему самому не понравится. То есть, схема простая и всем известная: сначала узнаёшь (у себя!), чего хочешь, потом делаешь, если не получается, ищешь учителя (человека, который это умеет), берешь у него урок, и дальше сам доводишь до собственного совершенства. Поклонился учителю, поблагодарил, и пошел дальше. Мастер занимается себе своим делом, он показал, поделился опытом, получил свой учительский гонорар, и пошел себе дальше своей дорогой.
И было бы смешно и странно, если бы мастер сказал: о, ты теперь пишешь как я (или лучше чем я), поэтому давай-ка ты напишешь ту картину, которую я всегда мечтал. Типа: стань моим рабом и поклоняйся мне, пиши для меня и восхваляй меня. Или так: я тебя всему научил, я – великий, а ты сиди и слушай меня восхищенно, и мазок накладывай только по моему велению, и там, где я скажу. Это уже совсем не обучение, это уже просто какой-то садо-мазо интим: я доминирую, ты подчиняешься, и оба получаем удовольствие. Или еще так: показал мастер как крутить овал, дал задание на неделю и ушел. Только мастер ушел, ученик кисти забросил и сидит неделю плачет: вот, он ушел, и я без него не могу кисти в руки взять, я не художник, как до него не умел, так и сейчас не смогу. Приходит мастер через неделю – ничего не сделано, ученик какой был, такой и остался. Да еще говорит: «Посиди со мной, когда ты рядом, я вроде как верю, что когда-нибудь напишу этот овал, а пока ты сам мне его еще пару раз покажи, мне так хорошо, когда я смотрю, как ты его крутишь, так спокойно. Ты приходи почаще, а лучше просто живи со мной, мне будет хорошо». Оно, конечно, смешно, но если провести аналогию, то очень грустно…
Когда человек творит свой Лик, творит свое пространство из внутреннего чувствования, как правильно, как хочется чтобы было, как «идеально», будь то искусство, науки или собственная жизнь – не важно, важно, что он познал вкус творчества и красоту творения, тогда он занят этим, он – Творец, Создатель, самодостаточная личность. А если нет этого, тогда остается удовлетворять «механизьм»: властью – меня слушают, слушаются, значит, уважают; славой – меня признают, значит, я ценен, и т.д. Вот тут нужна паства, которая слушается безропотно. Принцип секты: если лидер, который удовлетворяется властью над другими, и есть другие – паства, которые с радостью отдаются в его власть, потому что сами не хотят отвечать за свою жизнь, живут его мыслями, его словами, его личной истиной. Некоторым это горько видеть, но если существует такое сумасшедшее количество сект, значит, людям на их этапе это необходимо (ну, нравится же кому-то садо-мазо, это интимное дело каждого, лишь бы обоим было в удовольствие). То есть, секта работает по тому же принципу: потеря границы между помощью и властвованием, между принятием помощи и инфантильной сдачей позиций. Главное, видя этот принцип, не попасться самому. И если уж мне так отвратительно, прям, личная неприязнь такая, значит проблема с собой, значит, возможно, я сама боюсь попасться на власти или на желании сдаться во власть, и потерять себя. Иногда из-за этого люди боятся учиться: есть опыт собственного становления, но очень шаткий, и есть страх это потерять.
Я думаю, если человек творящий, обучаясь у других и обучая других, будет знать и отслеживать эти механизмы в себе, он только вырастет. Опять возвращаемся к рефлексии механизмов. Если есть таковая, и есть собственный замысел и собственное творчество – значит, есть все для создания прекрасной жизни. И она обязательно получится!
Получается, чтобы стать творцом себя (да и любым творцом), нужно, во-первых, делать это самостоятельно (прежде всего, разумеется, быть готовым делать это самостоятельно), советоваться только с собой и выяснять, что, собственно, нужно создать, только у себя. Во-вторых, очень определенно знать, что тебе нужно. И вот когда точно знаешь, чего хочешь, и у самого не получается, как ни старался и сколько книжек ни перечитал, тогда возникает «в-третьих», третье необходимое условие: найти того, кто это умеет, и научиться у него только тому, чему тебе нужно научиться. И последнее, четвертое необходимое условие: освоить, присоединить к себе, вплести в свое. И дальше, соответственно, снова сам. Дальше возвращаемся к «во-первых». И если какое-нибудь из этих четырех условий отсутствует или шатается, вот в эту щель и просачиваются игры механизмов. И тогда «дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно». Если и дальше использовать образ Мамардашвили, под «дьяволом» подразумевая собственных бесов, собственные внутренние механизмы, «дьявол» просачивается туда, где мы «не мыслим точно», то есть, туда, где нет нас, где за нас помыслили другие, а мы это скушали. Просачивается не для того, чтобы нас «соблазнить», а для того, чтобы мы сами это место увидели и уточнили, укрепились, появились в этом месте. Даже не «для того», а «потому что» — потому что это место у нас шатко. В этом и есть часть процесса самоформирования: искать места, где ты «не мыслишь точно», находить и уточнять.
Если эту схему упростить, получается следующее. В первом пункте: быть хозяином себя. Во втором: иметь собственный замысел. В третьем: внимательно выбирать учителя и внимательно учиться. В четвертом: делать самостоятельно. А еще короче: «Быть и Делать» (у Леонтьева «Субъект деятельности»). Только Быть и Делать, все остальное – танцы с «дьяволом».
Например, если я хочу научиться петь, я ищу учителя сольфеджио, который меня научит слышать, различать ноты, и учителя вокала, который мне поставит голос на ноты. И все. Дальше пробую петь. А у нас выходит часто совсем не так. Вызвали учителя, оплатили, дождались. Приехал, объяснил, показал на резонансе, проследил, чтобы у всех получилось. Сказал, как это самостоятельно нарабатывать, дал задание. Уехал. На этом, собственно, все и закончилось. Дальше все с начала, по кругу: «вызвали учителя» и т.д. И «побудь со мной, я сама петь боюсь/не могу/не хочу/не умею, а с тобой могу, и то если ты начнешь, а я, возможно, подпою, и я не знаю, чего хочу петь, ты сама реши, а лучше вообще сама пой, а я побуду в твоем пространстве, ты поешь – мне хорошо». Ну, вот если такое сказать учителю вокала? Он, по-моему, вообще растеряется, и уж точно, пошлет такого «ученика» куда подальше.
Так почему мы это себе позволяем, почему не видим абсурдности происходящего?
Если смотреть по схеме, по пунктам, в первом пункте «Быть хозяином себя» уже большая дыра: не готовы к самостоятельной работе и жизни вообще, приходим с потребительской пассивной позицией «сделайте со мной что-нибудь, чтобы мне было хорошо». Даже клиентской эту позицию назвать как-то язык не поворачивается, клиент поактивнее, он хотя бы знает, зачем пришел – за релаксом, и деньги платить готов, а у нас некоторые еще и возмущаются, что это должно быть бесплатно, за «духовность» денег брать неправильно, не духовно. Просится название: «пассивный некрофил» )). И это вместо активного Субъекта Деятельности и хозяина себя. Это не дыра, это Гранд Каньон. Второй пункт «Очень определенно знать, что тебе нужно», собственный замысел – второй Гранд Каньон, естественно вытекающий из первого. Третий пункт «Найти того, кто это умеет, и научиться у него только тому, чему тебе нужно научиться». «Найти» – нашли, «научиться у него» — дыра, и «только тому, чему нужно» — еще одна дыра. Четвертый пункт «Освоить, присоединить к себе, вплести в свое. Делать» — еще один Гранд Каньон. В итоге, из четырех необходимых условий имеется 0,5. Три с половиной условия отсутствуют, на их месте — танцы с дьяволом. Чему удивляемся?
Нет других вариантов: либо активная деятельность по самоформированию, либо позиция пассивного потребителя. Пора делать выбор. Если хочется Жить – нужно становиться «Субъектом Деятельности».
Виктория Балыкина